Москва: готическая архитектура
Высотные здания и маленькие старые дома, широкие проспекты и узкие переулки, шум улиц почти круглые сутки... Это все неотъемлемые части мегаполиса, неотъемлемая часть Москвы. Ежеденевно, проходя привычными маршрутами, мимо одних и тех же зданий, мы невольно теряем способность замечать шедевры большого города, в частности ― архитектурные достопримечательности, которых так много в столице.

В черте Москвы можно встретить большое количество построек самого разного стиля, начиная от готических зданий и заканчивая странными и подчас непонятными постройками в духе «советского авангарда». Сегодня мы предлагаем совершить небольшую прогулку по улицам и познакомиться со зданиями готического стиля ― порой мрачными и угрюмыми, но тем не менее, все равно прекрасными.

Немного истории

Готика появилась в Европе, в период зрелого и позднего Средневековья, когда стало усиливаться значение города как центра жизни. С точки зрения архитектуры, постройки готического стиля делятся на три типа: ранняя готика, временной этап которой занял промежуток с последнюю треть 12 века и первую четверть 13-ого; высокая готика: остаток 13 века; и «пылающая» готика (14-15 века). По поводу пылающей готики, которую также называют часто «поздней», не существует единого мнения искусствоведов и архитекторов: из-за большого количества ажурных и воздушных элементов постройки периодически относят к раннему барокко.

Как любое явление берет свое начало с какого-то момента, отправная точка есть и у готической архитектуры. Огромным прорывом еще на этапах проектирования зданий стала разработка принципиально новой опорной системы зданий. Как известно, основная масса средневековых крупногабаритных построек ― это храмы, которые при необходимости выполняли функцию оборонительного сооружения, в котором могли спрятаться люди. До зарождения готического стиля архитектуры все крупные постройки были крайне массивными ― с толстыми стенами и тяжелой крышей, вес которой распределялся по всему периметру стен.

Новшеством, к которому пришли средневековые ученые, стало совершенно новое распределение нагрузки - когда выяснилось, что весь вес кладки можно концентрировать в определенных точках и возводить опорные столбы именно к этим точкам. Именно благодаря этому открытию и возник готический каркас. Массивный свод был заменен на ажурный нервюрный крестовый, а давление стало передаваться нервюрами и арками. Готический каркас позволил объединить внутреннее пространство, избавиться от большого количества опорных столбов и существенно снизить затраты строительных материалов.

Особенности внешней и внутренней архитектуры

Узнать сооружение, построенное в готическом стиле, не составляет особого труда; но все же, мы вам напомним о некоторых чертах внешних и внутренних архитектурных приемах:

-строгая цветовая гамма, преобладание желтого, красного и синего цветов;

-вытянутые вверх оконные и дверные проемы;

-стрельчатые и ребристые арки, филенчатые деревянные двери;

-форма зданий прямоугольная в плане;

-высокие, вытянутые залы или широкие залы с большими опорными столбами посередине;

Готическая архитектура в Москве

В столице нет «настоящей» готики, если искать временные соответствия: во времена европейской моды на тонкие шпили и изящные арки Москва была застроена каменными боярскими палатами. Зато есть несколько зданий, которые выглядят практически в точном соответствии стилю. Самое интересное, что почти все эти здания известны людям, которые хотя бы изредка прогуливаются по Москве.

Москва: готическая архитектура

На Театральной площади, прямо в сердце Москвы стоит здание, построенное в стиле готической европейской архитектуры с элементами модерн. Это ЦУМ ― достопримечательность города и туристическая мекка любителей шоппинга. Нынешнее здание было возведено в 1908 году, и изначально в нем располагался универмаг «Мюр и Мерилиз», принадлежавший коммерсантам Эндлю Мюру и Арчибальду Мерилизу. Изначально на площади располагалась другая постройка, которая была уничтожена. Проект строительства универсама был доверен архитектору Р.И. Клейну, известному своими работами над Музеем изящных искусств им А. С. Пушкина, Бородинским мостом и Средними торговыми рядами.

Москва: готическая архитектура

Другое довольно известное здание расположено посередине улицы Арбат, в нынешнее время там расположен Центральный Дом Актера. Здание было построено в 1913 году и изначально задумывалось как коммерческий комплекс. По плану создателей в здании должны были располагаться школа-пансион для девочек, студия танцев и доходные квартиры для весьма состоятельных граждан. Грандиозным планам так и не дано было осуществиться в полной мере. Дом до 1970 года был жилым и славился своими роскошными интерьерами, но в семидесятом внутри был произведен капительный ремонт, и весь лоск интерьеров был уничтожен. Своих нынешних хозяев дом нашел в 1991 году ― Союз Актеров переехал именно в этот дом после того, как в предыдущем здании случился большой пожар.

Этот дом также часто называют «Домом с рыцарями», и он является визитной карточкой Старого Арбата ― просто посмотрите наверх!

Москва: готическая архитектура

Поклонники максимально приближенной к точности и аутентичности архитектуры могут прогуляться по Вознесенскому переулку ― именно тут расположена Англиканская церковь Святого Андрея. Здание церкви было построено в 1884 году Нилом Фриманом. Стиль здания можно определить как викторианский, с готической стилизацией. Внутреннее убранство церкви не отличается богатством и роскошью, как и все англиканские храмы, но это только подчеркивает красоту и изящество самой постройки. За свою историю существования церковь Святого Андрея успела не только послужить непосредственно по прямому назначению, но и использоваться как дом финским дипломатом, побыть общежитием, складом и даже студией для записей пластинок «Мелодия».

Москва: готическая архитектура

Прекрасное здание Политехнического общества строилось буквально на добровольные пожертвования его участников. Первое предложение о постройке собственного здания было создано К. В. Абакумовым, который внес в фонд будущего строительства первые девять рублей пятьдесят копеек. Изначально общество отнеслось к идее с недоверием и скорее как к шутке, однако проект довольно быстро собрал необходимые средства и был подан на конкурс. Ведение строительства было поручено А. В. Кузнецову, который включил в реализацию проекта часть идей Вильяма Валькота. Общие затраты по строительству составили около 450 тысяч рублей.

Дом Политехнического общества является довольно любопытным образцом городской архитектуры, при его создании архитекторы придерживались строго английских традиций:

«При проектировании фасада приняты в руководство архитектурные мотивы Англии ― страны, давшей нам первую паровую машину, паровоз и ткацкий станок» (с) Кузнецов, для журнала «Зодчий».

Несмотря на интересное историческое прошлое, в здание не водится никаких экскурсий: такая роскошь, как вход внутрь, доступна исключительно работникам РАН.

Москва: готическая архитектура

В первой половине 20 века было построено еще одно здание, благодаря которому у поклонников городской архитектуры появилось понятие «промышленная готика». Речь идет о возведении здания Электрозавода. Изначально проект принадлежал Товариществу русско-французских заводов «Проводник», которые занимались крупномасштабным производством изделий из каучука и резины. Фундамент здания был заложен в 1915 году, по проекту должен был получиться завод, построенный в самых изысканных традициях готики. Исторические события сильно повлияли на стройку, и в период революции все работы были остановлены. К проекту было решено вернуться только в 1925 году и по новым чертежам здание не предполагало никаких архитектурных изысков и украшений ― в новом пролетарском мире не место «буржуйской роскоши»! В итоге на улицах Москвы появилось строгое в плане геометрии здание с высокими башнями и узкими окнами, но в нем практически ничего не осталось от первоначально задуманной изысканности ― поэтому выглядит оно довольно зловеще.

Москва: готическая архитектура

На закуску можно посетить Приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии ― псевдобазилику, которая выполнена в соответствии со всеми представлениями о традиционной готической архитетуре. Как и предыдущие здания, собор строился в дореволюционное время, основной массив был выполнен в промежуток 1901 ― 1911 годов. Прошение на постройку католического храма была подано еще в 1894 году, и только спустя семь лет московский губернатор дал одобрение на строительство, но при условии, что религиозная постройка будет возведена на довольно большом удалении от центра города и православных храмов. В настоящее время приход функционирует по непосредственному назначению, хотя с 1938 до 1990 год храм был закрыт. В соборе довольно часто даются органные концерты, проводятся службы на разных языках.

Конечно, это далеко не полный список: элементы готической архитектуры можно встретить во многих дореволюционных постройках. Но как говорится ― было бы желание найти, а остальное приложится.