Принятие на самом высоком уровне программ по реализации возможности обрести свое жилье пусть и не решило полностью проблему, однако помогало и помогает тысячам семей в России.

История вопроса

17 сентября 2001 года Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002-2010 гг. За эти годы была сформирована законодательная база для урегулирования вопросов, касающихся ЖКХ, жилищного строительства, обеспечения прав собственности.

5 сентября 2005 года Владимир Владимирович Путин обозначил круг вопросов, касающихся социальной и информационной поддержки незащищенных слоев населения, бюджетников и военных. Итак, основными направлениями жилищной государственной политики были обозначены:

1. Увеличение статьи расходов федерального бюджета для поддержки молодых семей;
2. Поддержка молодых специалистов в сельской местности;
3. Предоставление жилья ветеранам вооруженных конфликтов и войн, инвалидам и другим льготным категориям граждан;
4. Субсидирование ипотечных кредитов и формирование материальной базы Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК).
5. Оснащение инженерной инфраструктуры под жилищное строительство;
6. Формирование нормативной базы для эмиссии ипотечных ценных бумаг.

Для воплощения плана в жизнь задуманного был создан Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных нац. проектов. Он утвердил многоэтапную целевую программу «Жилище», разработанную в рамках проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

Первоочередными задачами первого этапа (2006—2007 гг.) стали:

1. Повышение доступности жилья;
2. Выполнение гос. обязательств по обеспечению установленных категорий граждан РФ жильем;
3. Рост ипотечного кредитования и снижение процентной ставки.

Планировалось улучшить жилищные условия 69,5 тысячам молодых семей и 76,2 тысячам других категорий граждан, снижение кредитной ставки по ипотеке до 11%, рост ежегодно вводимых в эксплуатацию жилых квадратных метров на 12,1 миллионам за два года. В процессе реализации программы руководство страны столкнулось с дефицитом производственных мощностей и цемента, что не позволило в полной мере воплотить планы. Наиболее успешной в данный период оказалась государственная политика в увеличении объемов жилищного кредитования. За 2006-2007 гг. было выдано кредитов на 820 миллиарда рублей, однако ставку снизить до 11% не удалось — средневзвешенная ставка составила 12,8% при среднем сроке выплаты кредитов в течение 16 лет.

На втором этапе (2008 г.) в приоритете правительства встали:

1. Предоставление субсидий молодым семьям;
2. Увеличение площади вводимого в эксплуатацию жилья на 72,5 миллиона м2;
3. Увеличение доступности ипотечных кредитов и наращивание объемов ипотечного кредитования до 600 млрд рублей за год;

Для реализации проекта из федерального бюджета было выделено 90, 5 млрд рублей. Задачи данного этапа были также решены частично. На первом месте опять оказалось ипотечное кредитование — его объемы превысили запланированные на 30 млрд рублей. Однако в сфере строительства наблюдался спад, в результате чего вместо 72 млрд было введено 63,8 млрд квадратных метров.

Для третьего этапа (2009-2012 гг.) ставились следующие планы:

1. Гос. поддержка рынка жилья и увеличение спроса;
2. Повышение качества работы ЖКХ и жилищного фонда в целом;
3. Увеличение уставного капитала АИЖК;
4. Стимулирование массового строительства доступного жилья.

Основными статьями расходов стали:

- выполнение обязательств перед военнослужащими, работниками ОВД, жителей Крайнего Севера, участников ВОВ и прочих льготных категорий граждан;
- пополнение уставного фонда АИЖК на 200 млрд рублей;
- капитальный ремонт домов и переселение граждан из ветхо-аварийного жилья;

В процессе практической реализации планов средства АИЖК и выдача материнского капитала стали основой стимулирования платежеспособного спроса. За 2009-2012 годы были введены в эксплуатацию 245,5 млн м2. На капитальный ремонт направили 70 млрд, на обеспечение ветеранов ВОВ жильем — 55,8 млрд, на гос. жилищные сертификаты — 48,2 млрд, на материнский капитал — 108,9 млрд, на приобретение квартир для военнослужащих — 48 млрд, на расселение ветхо-аварийного фонда - 41,5 млрд рублей.

Общие результаты программы «Жилище» на 2002—2010 гг.:

1. Изменение структуры жилищного фонда;
2. формирование нового слоя собственников, ставших базой для проведения жилищных реформ;
3. Увеличение частного жил. Фонда с 33 в 2006 до 87,2 % с параллельным уменьшением объема госсобственности до 12,8 %;
4. Ежегодный оборот 5,3 % жилых квартир и домов на рынке жилья;
5. Увеличение доли частных застройщиков в общем объеме возводимого жилья до 47,8 %;
6. Упрощение процедур по подготовке к строительству и снижение государственных барьеров.

17 декабря 2010 года правительство утвердило целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы, определившую социальную направленность текущего этапа экономических преобразований в России в совокупности с развитием здравоохранения и образования. На ее воплощение в жизнь планируется выделить в общей сложности 620 млрд рублей из бюджетных средств. Ее основными целями стали: формирование рынка доступного жилья и выполнение гос. обязательств отдельным категориям гражданам. По планам к 2015 году необходимо достичь ежегодного прироста жилищного фонда на 90 млн кв.м, улучшить за счет федерального, региональных и местных бюджетов условия проживания 86,9 тысячам семей и помочь 172 тысячам молодых семей, в том числе и за счет субсидирования ипотечных кредитов и займов на покупку и строительство.

На начало работы этой программы на человека приходилось 22, 4 кв.м, к 2015 году планируется увеличить этот показатель до 24,2 кв.м. В целом же покупка собственного жилья доступна всего 12 процентам. Одной из задач программы стало увеличение этого показателя до 30 процентов. Для этого основной упор будет сделан на строительстве жилья экономкласса, доля которого составит 60% от всего жилищного фонда.

Подводя промежуточные итоги работы программы «Жилище», в своем послании Федеральному собранию в 2012 году Президент России В. В. Путин рассказал, что в рамках национальных жилищных проектов были созданы условия для развития доступности ипотеки, которая ежегодно растет на 40-50 %. Однако этого оказалось недостаточно, поскольку она по-прежнему была доступна лишь людям с заработком выше среднего. Чтобы расширить возможности населения в последующие годы необходимо сделать жилье доступным для любого работающего человека. В 2013-2014 годы президент пообещал полностью выполнить государственные обязательства по предоставлению жилья ветеранам, военнослужащим, а также ускорить расселение аварийного жилья и обеспечить всех граждан, признанных до 1 января 2012 года нуждающимися в улучшении жилищных условий, проживающих в ветхих домах.

30 ноября 2012 года правительством Российской Федерации была утверждена новая программа на 2013-2020 годы, ставшая преемницей программы «Жилище» и национального проекта «Жилье», под названием «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Ответственным за ее исполнение назначено Министерство регионального развития. Реализация проходит на федеральном уровне, а также на уровне субъектов российской Федерации и органов местного самоуправления.

Программа «Доступное жилье молодой семье»

Являясь частью федеральной целевой программы «Жилище», программа «Доступное жилье молодой семье» помогла тысячам семей по всей России. Начало ей положено в 2006 году, а в 2011 году получила второе дыхание — за один только год более 2000 семей улучшили свои жилищные условия.

Суть проекта следующая: из бюджетов всех уровней молодым семьям, в том числе неполным (возраст взрослых членов которых не превышает 35 лет), выделяются средства, которыми погашается часть основного долга по ипотечному кредиту, либо оплачивается часть покупки или затрат на строительство жилья. В случае с ипотекой недвижимость до полного погашения кредита остается в собственности банка, являясь залогом. Если семья не справляется, банк имеет право продать заложенную недвижимость, чтобы возместить убытки. Однако на практике такой сценарий реализуется крайне редко, особенно, если это жилье у семьи единственное. К тому же государство может выступать посредником между кредитором и заемщиком в целях реструктуризации долга или отсрочки платежа по объективным причинам. Официальный партнер программы для молодых семей - «Внешторгбанк» (ВТБ и его детище ВТБ24).

На реализацию планов в течение восьми лет с 2013 до 2020 года потребуется 1,9 триллиона рублей. Из этой суммы лишь треть будет оплачена бюджетами разных уровней. Оставшиеся две трети — это привлеченные средства внебюджетных фондов и частных инвесторов, в частности, вышеупомянутый банк «ВТБ» и «Сберегательный банк России». В планах правительства обеспечить жильем половину россиян, В том числе с помощью социальной аренды, на что пойдет 1/10 вводимого в эксплуатацию жилого фонда.

Одно из условий успешного воплощения этих планов в жизнь, является снижение стоимости квадратного метра на 20% благодаря развитию сектора экономжилья, которое, однако, должно соответствовать современным стандартам. Также планируется стимулирование коммерческих организаций на строительство жилья, которое будет сдаваться по условиям социального найма, их интерес заключается в получении процента с такой аренды.

Условия участия в программе

Субсидирование — еще один из пунктов программы. Так, семьям, признанным малообеспеченными, но имеющими возможность выплачивать ипотечный кредит, предоставляется возможность получить от государства бюджетные средства на внесение первого взноса по ипотеке. Размер субсидии зависит от количества членов семьи и имеющегося в их распоряжении жилья. Так, в среднем семья из 3-4 человек сможет получить от 900 до 1200 тыс. рублей. Максимальная субсидия — 2,2 млн рублей. Для предварительного расчета размера субсидии необходимо умножить нормативную стоимость квадратного метра на расчетный размер площади. Для семьи без детей это 42 метра, если в семье есть дети, расчет ведется, исходя из цифры 18 м2 на человека.

Главными условиями участия являются:

- возраст взрослых членов семьи не более 35 лет;
- официальная регистрация брака;
- постоянный источник дохода;
- на момент участия в программе обеспеченность каждого члена семьи жилой площадью не более 15 м2;
- гражданство РФ;
- постоянное проживание в том субъекте РФ, где подается заявление;
- предоставление справки о доходах, которая показывает финансовую состоятельность семьи.

Чтобы получить полную информацию и подать заявление, необходимо обратиться в департамент жилищной политики или органы по делам молодежи по месту регистрации, расположенные в областной или городской администрации. Встать на учет можно в любое время, но необходимо понимать, что формирование списка претендентов на получение субвенции происходит минимум за полгода до начала следующего. То есть, если подать документы в сентябре 2014 года, участвовать в программе можно будет с 1 января 2016 года.

Возможные проблемы

1. Чем больше желающих получить поддержку государства, тем длиннее очередь и тем дальше откладывается покупка жилья.
2. Невозможно купить квартиру на вторичном рынке жилья — только строительство или приобретение на первичном рынке.
3. Самый большой пласт подводных камней лежит в области ипотеки. Семья может потерять кредитоспособность, да и получить кредит не так-то просто. К тому же ежемесячное бремя будет являться большой брешью в семейном бюджете, что снизит уровень жизни.

Однако, преодолев временные трудности по выплате ипотеке при поддержке государства, современная молодая семья имеет реальную возможность обрести крышу над головой.

Осуществление планов по доступному жилью на селе и в регионах

Государство напрямую заинтересовано в удовлетворении минимальных потребностей граждан, ведь от этого зависит их поддержка и отсутствие недовольства. Именно поэтому правительство стремится решить жилищную проблему широких слоев населения. С этой целью регулярно запускаются целевые программы и проекты. Одним из них стал совместный региональный проект АИЖК и Министерства строительства и жилищной политики РФ "Жилье для российской семьи". По нему были подписаны трехсторонние соглашения, третьей стороной в которых выступили российские регионы.

В настоящий момент к программе присоединились шестнадцать областей, в их числе Краснодарский край, Татарстан, Челябинская, Иркутская, Свердловская области. Заявок на вступление значительно больше - сейчас их 58. В целом же до 2017 года в рамках программы будет построено не менее 18,3 млн. м2, из них 8,4 млн уже реализующими проект регионами.

Также для решения жилищных проблем до 2018 года продлили работу Фонда содействия реформированию ЖКХ, приняли ряд законопроектов, в числе которых и проект, регулирующий некоммерческий найм жилья, программы по которому планируется осуществить в девяти областях Российской Федерации.

Развитие села

Сейчас запущена программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", в рамках которой производится субсидирование молодых сельских работников в части приобретения доступного жилья. Кроме того, в проект заложена выплата подъемных, хорошая зарплата и пакет социальных льгот. В рамках этой целевой программы планируется строительство 5,4 млн кв.м жилья для 75,5 тыс. сельских семей.

На Ставрополье за 2003-2013 годы было приобретено и построено 214 тыс. кв.м для 2 700 семей работников АПК, было введено в эксплуатацию 250 км газовых и 230 км водопроводных сетей. В результате примерно треть нуждающихся в улучшении жилищных условий получила нужную поддержку.

К 2020 году, в рамках федеральной программы по поддержке села, будет построено еще 132 тыс. кв.м жилья, 140 км газовых сетей и 266 км водопроводных. На все это понадобится 2,5 млрд бюджетных средств разных уровней.

Большую активность в воплощении этой программы в жизнь проявил Уральский федеральный округ. Так, в Челябинской области, где, несмотря на развитие промышленного сектора, доля сельского населения составляет около 60%, был собран и направлен целый пакет предложений правительству области по обеспечению жителей села доступным жильем. Ранее в 2012-2013 гг. благодаря социальным программам свое жилье получили 285 семей на селе, также было газифицировано 1136 домов в нескольких районах области. В 2014 году федеральный и региональный бюджет выделят в общей сложности 38,5 миллиона рублей для решения жилищных проблем 16 семей и строительство 4,2 км газовых сетей. До 2020 года планируется выделение 641 миллиона рублей.

В Курганской области также реализуются программы по развитию села. В 2014 году запланировано приобретение 6,6 тыс. м2 для молодых семей и специалистов в сельской местности. Господдержка составит до 70% от стоимости дома. С 2002 года господдежка помогла 1560 семьям обрести жилые квадратные метры.

Свердловская область с 2004 года ввела в эксплуатацию 121 тысячу м2, которые пошли на улучшение условий проживания 2222 семей, на что потребовалось 1,9 млрд рублей.

Москва: социальный найм

Одним из способов решения проблемы с проживанием является социальный найм в бездотационных домах. Чтобы иметь возможность заключить договор найма на срок до 5 лет (в дальнейшем наниматель имеет гарантированное право его продлить), нужно быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом участник программы снимается с этого учета, но получает возможность бессрочно пользоваться выделенной жилищным фондом Москвы квартирой, которая остается в собственности города.

Необходимость развития села понимают на самом высоком уровне. В настоящее время прилагаются усилия по привлечению молодых квалифицированных кадров на село. Работа в этом направлении в предыдущие годы обеспечила строительство 16,9 млн. м2 для граждан, проживающих в сельской местности, из них 5 миллионов квадратных метров пошли на улучшение жилищных условий молодых семей.

Москва и Московская область: работа Благотворительного фонда социальной поддержки

Программа "Доступное жилье", проводимая в Москве и Московской области в рамках федеральной программы "Жилище", набирает обороты. Суть ее в следующем: предоставление возможности приобрести благоустроенную квартиру как гражданам России, так и иностранным гражданам, и помочь пожилым одиноким людям обрести достойную обеспеченную старость.

В настоящее время взять ипотеку не проблема, однако высокие платежи и порой высокий первоначальный взнос лишает многие семьи возможности приобрести квартиру. Однако в результате совместной работы приобретателя квартиры и Фонда появляется реальный шанс решить жилищную проблему за значительно меньшие деньги.

Программа "Доступное жилье" в данном случае реализуется одновременно с другой программой Фонда "Пожизненное содержание". Дело в том, что стариков, нуждающихся в материальной помощи и желающих заключить договор с иждивением, больше, чем Фонд способен обеспечить финансово, при этом граждан, желающих купить собственность, также становится все больше. Решение было найдено простое, но эффективное и надежное. Фонд становится посредником между пожилым человеком и приобретателем квартиры.

Заключая договор пожизненной ренты с иждивением, Фонд социальной поддержки выплачивает пожилому гражданину единовременно от 600 тыс. до 1 млн рублей, в зависимости от стоимости квартиры, которая передается в собственность Фонда. Далее Фонд ежемесячно тратит 15-20 тыс. рублей на ежемесячное содержание. Кроме того, на этой организации лежит обязанность оплачивать все коммунальные расходы, в том числе электричество и телефон.

Именно на выплату единовременной суммы и требуется привлечение средств другого участника программы – приобретателя квартиры. Между ним и Фондом заключается договор целевого финансирования содержания пожилого человека, в обязанности же фонда входит дальнейшее содержание старика. После его смерти приобретатель получает 1/2 доли собственности, вторая половина остается в собственности организации.

Следующий этап сделки: либо новый собственник выкупает у Фонда вторую половину, для этого привлекая заемные средства (берет ипотеку под залог квартиры), либо собственность продается, и вырученные денежные средства делятся поровну между приобретателем и Фондом. При этом вселиться в квартиру частное лицо, купившее эту жилую площадь, может сразу после оформления документов и до начала выплаты ипотеки.

Главный недостаток приобретения жилья подобным образом - неизвестно, когда квартира освободится. К тому же пожилой человек может в любой момент отказаться от ренты, но в данном случае он обязан будет вернуть все полученные деньги. Также необходимо очень внимательно, с привлечением юристов, читать все заключаемые договоры, чтобы в будущем не оказаться у разбитого корыта. Именно поэтому лучше всего обращаться в организации, зарекомендовавшие себя на рынке пожизненного содержания в течение многих лет.

Плюс подобных программ очевиден: они значительно снижают себестоимость приобретаемого жилья, ведь кроме единовременной выплаты не более 1 миллиона рублей приобретатель не тратит ничего. Еще один положительный момент – создание условий для ипотеки. К тому же покупатель сможет въехать в квартиру сразу после освобождения и урегулирования всех юридических вопросов.

Дальний Восток: программа по переселению бывших соотечественников из-за рубежа

Проблема нехватки квалифицированных кадров на Дальнем Востоке и Крайнем Севере стоит очень остро. Не хватает учителей, врачей и прочих специалистов. Для ее решения руководство ДФО в 2009 году запустило целевую программу содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. В итоге за пять лет ее работы в дальневосточный регион приехало всего около 400 семей из Казахстана, Украины, Киргизии, Узбекистана. А дело все в том, что люди не желают переезжать без обеспечения жилыми квадратными метрами.

Оплаты транспортных расходов и подъемных в размере 120 тыс. для специалиста и по 40 тыс. для каждого члена его семьи явно недостаточно, чтобы решить жилищный вопрос. А в общежитие семейный переселенец не пойдет. Единственное, что привлекает в данном случае – это максимально упрощенная процедура получения российского гражданства. Однако, добившись этого, переселенцы очень быстро уезжают в другие регионы России, где больше перспектив.

Отсутствие жилья, а иногда и неудовлетворительные условия работы вынуждают даже тех, кто решился приехать, снова возвращаться в страну, откуда они сорвались. Чтобы как-то заинтересовать специалистов, правительство Приамурья приняло решение о строительстве пяти быстровозводимых домов на две квартиры для переселенцев. Эти квадратные метры предполагается сдавать в аренду тем, кто будет заниматься работой в сельскохозяйственной сфере. А спустя десять лет работы в крестьянско-фермерском хозяйстве переселенец получит это жилье в собственность. Кроме того, на развитие собственного хозяйства он получит бюджетные субсидии, на которые он сможет построить производственные помещения и обеспечить живность кормами.

В Хабаровском крае вопрос жилья пытаются урегулировать при помощи центров временного размещения, но пока такой центр есть только в самом Хабаровске. Также при помощи бюджетных средств ремонтируются муниципальные общежития и общежития работодателей, принимающих переселенцев.

Краснодарский край: доступное жилье на селе

Краснодарский край стал лидером по планируемому вводу жилья экономкласса в рамках проекта "Жилье для российской семьи". Строительство доступных по цене квадратных метров здесь может достигать 1,95 млн квадратных метров в год.

Не менее активно руководство Краснодарья участвует и в программах для села. Совсем недавно в администрации города Геленджика свои сертификаты на право получения субсидий получили несколько молодых семей, которые приняли участие в целевой федеральной программе по развитию сельских территорий на 2014-2020 гг. По этой программе бюджетные субвенции на покупку или строительство жилья получили молодые семьи, проживающие в сельской местности.

В июле 2014 года социальные выплаты получили две семьи из села Архипо-Осиповка (около 700 тыс. и 1,5 млн рублей). Ранее сертификаты, дающие возможность приобрести долгожданное жилье при помощи государства, также выдавались.

Жилищные программы Санкт-Петербурга

Улучшение жилищных условий жителей северной столицы регулируется в первую очередь законом "Санкт-Петербургские жилищные сертификаты", в котором четко прописаны условия постановки на учет в качестве нуждающегося. Именно на основе этого закона разработаны четыре целевые программы города, призванные решить проблемы с расселением коммунальных квартир, доступностью жилищного кредитования, приобретением квартир для молодых семей и работников бюджетной сферы.

Субсидия рассчитывается, исходя из количества членов семей: на одинокого гражданина – не более 51 м2, на супружескую пару без детей - 60 м2, для трех и более человек – по 18 м2 на каждого. Полученные средства можно направить на покупку, участие в долевом строительстве, уступку прав по долевому строительству, приобретение пая члена ЖСК. Очередность определяется, исходя из даты постановки на учет, количества детей в семье, наличия в молодой семье инвалида, количества имеющихся квадратных метров и типа занимаемой площади.

Программа по развитию долгосрочного жилищного кредитования предполагает компенсацию части стоимости жилья, приобретаемого по ипотечному кредиту. Она может покрывать до 30% от стоимости жилья.

Компенсации молодым семьям, в которых возраст родителей не превышает 35 лет представляют собой беспроцентный займ (рассрочка на 10 лет) и погашение 30% от стоимости покупаемой квартиры. При рождении ребенка семья получает дополнительную выплату в размере 5% от стоимости жилья на каждого родившегося.

Бюджетникам компенсируются 20% от стоимости и также дается беспроцентный кредит на 10 лет на оставшиеся 80%.

Жителям коммуналок государство помогает продать свою комнату и приобрести полноценную квартиру с помощью бюджетных средств, либо помогает выкупить комнаты у остальных жителей коммуналки и приобрести ее полностью в собственность.

Реализация программы в Татарстане

Татарстан очень активно включился в реализацию проекта "Жилье российской семье" после подписания президентом Татарстана соответствующего соглашения с АИЖК и Минстроем России 3 июля 2014 года. В отличие от обычной ипотеки, возможность купить квартиру появится у большего числа граждан, которые смогут выбрать жилье по низкой фиксированной цене. В первую очередь это медики, учителя, многодетные семьи. В рамках проекта будет построено 1,5 млн. жилья, которые обеспечат 600 тысяч семей вожделенными квадратными метрами.

Анализируя текущую ситуацию по решению жилищных проблем на государственном уровне, можно выделить несколько основных направлений, по которым ведется работа:

1. Привлечение специалистов на село и Дальневосточный федеральный округ;
2. Обеспечение граждан жильем в рамках социального найма;
3. Субсидирование приобретения квартир и домов для работников бюджетной сферы, военных, ветеранов войн и вооруженных конфликтов, многодетных семей;
4. Расселение жителей коммунальных квартир и ветхого аварийного жилья;
5. Помощь в приобретении квартир молодым семьям и специалистам;
6. Строительство жилья эконом-класса и продажа его по низкой фиксированной цене определенным категориям граждан.