Переход контроля над Mail.ru Group к «Мегафону», новые партнерства «Яндекса», конфликт Telegram с российскими госорганами, атаки вирусов-шифровальщиков и другие события 2017 года в технологическом секторе.

Конфликт Telegram с госорганами

В этом году мессенджер Telegram оказался вовлечен в спор с Роскомнадзором и ФСБ России.

Сначала мессенджер отказывался предоставлять Роскомнадзору данные для включения в реестр организаторов распространения информации в интернете, что вынудило главу ведомства Александра Жарова предъявить ультиматум – либо Telegram предоставляет данные, либо будет заблокирован в РФ.

После полемики, которая в течение нескольких дней продолжалась между Дуровым и Роскомнадзором в соцсетях, 28 июня Telegram все же предоставил ведомству необходимые для внесения в реестр данные.

Дуров, в свою очередь, заявлял, что несмотря на предоставление данных и внесение реестр, «ни один байт частных данных никогда не будет передан никакому правительству».

Спустя два месяца после конфликта – 27 сентября – основатель Telegram сообщил, что ФСБ составила на мессенджер административные протоколы о нарушении «закона Яровой». Дуров опубликовал два извещения о том, что на Telegram будет составлен протокол и копию уже составленного протокола «по факту неисполнения обязанности предоставлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставленных и (или) обрабатываемых электронных сообщений».

А 16 октября мировой суд судебного участка 383 Мещанского района Москвы оштрафовал мессенджер Telegram на 800 тысяч рублей - за неисполнение в срок запроса ФСБ о предоставлении данных для декодирования сообщений по 6 номерам, которые используют мессенджер. Адвокаты не смогли оспорить решение в апелляционной инстанции, но подали в Верховный суд РФ иск о признании недействительным приказа ФСБ, по которому ОРИ должны передавать информацию для декодирования сообщений. Суд рассмотрит иск 20 марта 2018 года.

Сбербанк и «Яндекс» создают СП на базе «Яндекс.Маркет»

Летом Сбербанк и интернет-компания «Яндекс» объявили о намерении создать совместное предприятие (СП) на базе онлайн-агрегатора товаров и услуг «Яндекс.Маркет». Обязывающее соглашение стороны подписали 13 декабря: по его условиям, Сбербанк купит вновь выпущенные акции «Яндекс.Маркета» на 30 млрд рублей. Стоимость СП оценивается в 60 млрд рублей без учета будущей синергии.

«Яндекс» и Сбербанк будут владеть равными долями в компании; 10% акций пойдет на формирование опционного фонда для поощрения сотрудников. Сделку планируется закрыть в первой половине 2018 года — после получения необходимых регуляторных разрешении и выполнения формальных условий.

Цель создания СП — развитие экосистемы электронной коммерции, включая покупку и продажу товаров (в том числе цифровых), а также связанные с этим продукты и услуги. СП будет использовать технологии и бренд «Яндекса», а также получит рекламно-информационную поддержку совладельцев. В «Яндексе» озвучивали идею использовать отделения Сбербанка как пунктов выдачи заказов, сделанных через «Яндекс.Маркет».

Сбербанк уже заявил о планах привлечь в СП еще одного инвестора в горизонте 12-18 месяцев. По словам первого зампреда правления Сбербанка Льва Хасиса, привлечь планируется «дополнительного партнера с индустриальным опытом» — российского или зарубежного.

Объединение «Яндекс.Такси» и Uber в 6 странах мира

В июле «Яндекс» сообщил об объединении своего сервиса онлайн-заказа такси «Яндекс.Такси» с бизнесом Uber в России, Казахстане, Азербайджане, Армении, Белоруссии и Грузии. Для этого стороны создают новую объединенную компанию, зарегистрированную в Нидерландах.

Содействие в подборе финансовых услуг/организаций

Uber вложит в новую структуру $225 млн, «Яндекс» — $100 млн. Стоимость объединенного бизнеса составляет $3,7 млрд. В него также войдет сервис доставки еды в указанных странах Uber Eats и проект Foodfox, который «Яндекс.Такси» выкупил в конце декабря. «Яндекс» станет владельцем 59,3% в новой компании, Uber — 36,6%. Еще 4,1% получат сотрудники. В дальнейшем «Яндекс» продаст Uber еще 2% во вновь создаваемой компании в обмен на «незначительный пакет» акций Uber (интернет-компания имеет право продать акции обратно Uber по согласованной цене и в определенный срок). Новая структура получит лицензию на использование брендов «Яндекса» и Uber. После закрытия сделки приложения «Яндекс.Такси» и Uber — по-прежнему будут доступны пользователям. Таксопарки и водители, сотрудничающие с «Яндекс.Такси» и Uber, перейдут на единую технологическую платформу.

Сделку «Яндекс» и Uber рассчитывают закрыть в январе 2018 года. ФАС одобрила сделку в ноябре при условии исполнения предписания в течение 6 месяцев с момента закрытия сделки.

Предписание обязывает компании обеспечить максимально полное и доступное информирование пользователей о юрлице, которое осуществляет перевозку, сохранять истории поездок, а также не устанавливать запрет для партнеров, водителей и пассажиров на работу с иными агрегаторами услуг такси.

Операторы начали отменять внутрисетевой и национальный роуминг

Инициатором выступила Федеральная антимонопольная служба РФ, которая, во-первых, выдала операторам предупреждения с требованием отменить внутрисетевой роуминг в 2017 году, а во-вторых, возбудила дела в отношении всех операторов «большой четверки» за национальный роуминг.