Да будет свет, или какие бывают светильники
- Подробности
- Категория: Интерьер
- Опубликовано: 27 июня 2014
- Просмотров: 7153
Немного теории
И большие, и маленькие светильники можно разделить на несколько общих групп по принципу распространения света:Светильники также можно разделять по принципу распространения света, исходящего от них:
· Светильники прямого освещения создают поток света, направленный вниз. К данному типу относятся большинство видов светодиодов и других вариантов встроенной подсветки. Прямой луч света прекрасно подчеркнет достоинства какого-либо предмета декора, именно поэтому светодиодные ленты часто размещают в коллекционных залах или просто вдоль шикарного многоуровневого потолка. Но есть и существенный недостаток: направленный прямо свет всегда отбрасывает тень, и темные пятна на потолке и верхней части стен неизбежны. Это отлично смотрится в просторных помещениях, ресторанах, кафе и клубах, но в маленькой «хрущевке» может возникнуть некомфортная обстановка. В офисных и производственных помещениях прямое освещение тоже не рекомендуется.
· Светильники отраженного освещения – это люстры и бра в нашем самом «классическом» понимании: хрустальные и пластиковые, настенные и потолочные. Фактически, наши комнаты освещаются отраженным от потолка светом, который гораздо «мягче» прямого. Если вы не хотите добиться какого-либо особого дизайнерского эффекта при разработке интерьера помещения, то светильники отраженного освещения станут беспроигрышным вариантом.
· Диффузные светильники могут излучать свет во всех направлениях – как правило, они имеют шарообразную форму. Круглые люстры и настольные лампы – неотъемлемая часть восточных интерьеров: китайские красные фонарики, японские лампы с абажуром из рисовой соломки и многое другое. Диффузные светильники помогут жильцам малогабаритных квартир добиться эффекта равномерного освещения пространства, без чрезмерно ярких и чересчур затемненных участков.
Светильники прямого и отраженного освещения – вариант весьма редкий, но тем не менее очень эффектный: распространение света происходит одновременно и вверх (отраженное), и вниз (прямое), но не в сторону. Это может быть цилиндрическая люстра с непрозрачным керамическим плафоном, или же оригинальные алюминиевые подвески в стиле хай-тек. Экзотические аксессуары будут смотреться хорошо только в том случае, если оставшаяся часть интерьера полностью гармонирует с подобранным светильником. Асимметричные светильники всегда оригинальны, каждый из них создается по индивидуальному дизайнерскому проекту. Обычно это классические люстры или бра отраженного освещения с сильным «перевесом» светового потока в одном из направлений: если свет идет больше от потолка, то комната слегка «завышается» визуально, а если от стен – то «расширяется».Регулируемые светильники обычно не применяются в оформлении жилых интерьеров: обычно это прожекторы или светодиоды прямого освещения, поток света от которых можно изменять в зависимости от желаемой яркости. Чаще всего регулируемую подсветку мы видим в кинотеатрах или же в офисах.
Материалы
Среди многообразия материалов в настоящее время можно и запутаться: как правило, каждая люстра – это произведение искусства, которое сочетает в себе несколько различных материй: пластик и дерево, дерево и металл, дерево и стекло... Давайте разберемся, чем хорош тот или иной материал в изготовлении арматуры и плафонов для светильников.Латунь сейчас очень редкий гость на рынке декоративных аксессуаров, и люстру с такой арматурой можно найти разве что в антикварном магазине. Достоинства сплава можно перечислять долго: люстры не нужно красить, они не окисляются благодаря собственному защитному покрытию, легко очищаются обычной влажной тряпкой, прослужат очень долго. Одно только «но»: латунная люстра тяжелая, «помпезная», и проявит свою красоту только при полной стилизации комнаты «под старину».

Бронза, в отличие от латуни, используется производителями весьма часто: медный приятный цвет отлично гармонирует с оттенками большинства пород дерева, из которых изготавливают мебель. Бронза пластична и долговечна, ее уникальная особенность – образование патины (окраски) при окислении; патина может быть зеленой, коричневой, черной, что только дополнит красоту светильника и позволит ему переливаться новыми оттенками. Бронза – очень «живой» материал, создает ощущение ручной работы, поэтому такие светильники часто используются в оформлении этно-интерьеров.

Хрусталь создает великолепную игру света и тени благодаря высокому коэффициенту светопреломления: он может различаться по огранке и «чистоте», бесспорным лидером по этим параметрам является международный концерн Сваровски, название которого уже стало нарицательным. Машинная огранка кристаллов позволяет добиться великолепной игры света и тени, а погрешность при полировке не превышает одного микрона. Однако, люстры с кристаллами Сваровски – явление исключительное и весьма дорогостоящее, поэтому можно ограничиться аналогами египетского производства, которые ненамного уступают знаменитым кристаллам в «ослепительности», несмотря на ручную огранку. Главный недостаток хрусталя один: исключительная хрупкость, которая создает немало проблем при перевозке.

Алабастр – один из подвидов гипса: плотный, матовый материал создает мягкий и слегка приглушенный свет от плафона. Обычно алабастр используют при производстве настенных бра и центральных люстр для общественных учреждений: их можно увидеть, например, в зданиях вокзалов. Особенно алабастровые люстры были популярны в послевоенные годы, поэтому сейчас играют роль аксессуаров «ретро».

Люстры и бра
Как мы уже сказали выше, люстры и бра обычно относятся к светильникам отраженного освещения, при этом другие варианты тоже возможны. Итак, вы решили остановиться на классике декора и отправились в магазин или на просторы интернета в поиске подходящего аксессуара. Главное здесь, конечно же, стиль – и сейчас мы попробуем немного рассказать о том, какие стили можно найти в современном дизайне люстр.Классический стиль представлен хрустальными подвесками, латунной или золотой арматурой, стеклянными плафонами, тканевыми ширмами. Классика всегда симметрична, построена из элементов геометрически правильной формы, сочетает в себе торжественную роскошь и грациозность. Для больших комнат, официальных помещений, залов торжеств подойдет так называемая «тяжелая» классика с фактурной арматурой, витыми цепями, стеклянными плафонами. Такая люстра традиционно размещается одна и в центре комнаты, хорошо сочетается с гипсовой лепниной, обоями с пышными цветочными орнаментами и шторами из тяжелых «благородных» тканей. «Легкая» классика отсылает нас к стилю барокко, сменившему неуклюжую готику в Европе 18 века: это изящные плафоны, стилизованные под цветы, хрусталь и прозрачные плафоны, витиеватая арматура. Такая люстра подойдет и для небольшой квартиры, для гостиной или спальни.

Модерн – самый непонятный с точки зрения определения стиль искусства в целом, вызывающий ожесточенные битвы искусствоведов уже не первое десятилетие. Изначально под элементами модерна подразумевали природные мотивы в орнаментах и арматуре (растительные витиеватые узоры, плафоны в виде жуков и многое другое). Однако сейчас в данное понятие вкладывают скорее «геометрический» смысл – ближе к техно 70-х и 80-х: асимметричные линии, смелые цвета и их сочетания, непропорциональность элементов.

Кантри соблюдает принцип элегантной простоты, близкой к деревенскому стилю. При выборе такой люстры стоит не ошибиться со страной, этнический стиль которой вы хотите соблюдать: китайское кантри – это воздушные оранжевые и красные фонарики, итальянский прованс – цветочные стеклянные плафоны, итальянский стиль предполагает арматуру из дерева, а американское кантри – кованую решетку. Еще один момент, о котором лучше не забывать с самого начала – цены на люстры, стилизованные «под кантри», сейчас очень высоки, зачастую превышающие стоимость классических светильников в два-три раза. Этническая аутентичность требует жертв!

Флористика как стиль выделилась из классического направления и достигла вершин своего искусства: можно найти люстру или бра в виде орхидеи, букета ромашек или даже тропической лианы. Такие модели яркие, изобилуют красками, отлично смотрятся в детской комнате или на кухне.

Хай-тек и техно даже специалисту порой трудно отличить от модерна; основными особенностями являются обилие стальных и алюминиевых деталей, глянцевые блестящие поверхности, общая жесткость конструкции. Это частый стиль для молодежных комнат, офисов, рабочих кабинетов: он задает бодрость и позитивное настроение.

Минимализм в декоре хорошо прослеживается на примере скандинавских интерьеров: простые однотонные плафоны круглой или квадратной формы, гладкая текстура, небольшие размеры. Такие решения часто привлекают обладателей скромных «однушек» или деловых людей, которым не хватает времени подбирать аксессуары в изысканном стиле.

Точечные светильники
Мода на точечное освещение пришла к нам вместе с ростом популярности подвесных потолков: многоуровневые гипсокартонные конструкции не всегда можно сочетать с классическими плафонными люстрами, а от эффектной подсветки подчас полностью зависит то, как будет выглядеть потолок в целом.Каждый из точечных светильников имеет небольшой угол рассеивания света, поэтому они обычно используются не поодиночке, а группами – зонирование позволяет не только добиться красивого освещения пространства, но и существенно сократить расход электроэнергии, включая только те рабочие зоны, которые необходимы в конкретный момент.

Светильники можно использовать не только в комнатах с подвесными потолками – очень часто их устанавливают на верхние ярусы шкафов-купе или напольных стоек. Самый простой и бюджетный вариант – это стационарные точечные источники, которые направляют луч света непосредственно вниз. Более сложны с технической точки зрения поворотные точечные светильники, обычно они оснащаются автоматическими датчиками с поворотным механизмом; датчики реагируют на движение и/или общий уровень освещения конкретной зоны комнаты. Их можно увидеть не только в жилых домах, но и в музеях, ресторанах, ночных клубах.

Различаются точечные светильники и по используемым в них лампам: самые яркие, подходящие к любым помещениям – это галогеновые лампы. Единственная сложность, возникающая при обращении с ними – это фиксирующие кольца, которые не всегда бывает просто снять при замене перегоревшей лампочки.
Можно пойти более «традиционным» путем и предпочесть обычные лампы накаливания, открытые или с закрытым кожухом (в ванных комнатах, кухнях и других помещениях с повышенной влажностью, где необходимо защитить электроконтакты от водного пара). Часто боковая поверхность ламп накаливания покрывается специальным зеркальным составом, который и позволяет точечно сфокусировать поток света. Минус этих лампочек только один, о котором не устает нам напоминать социальная реклама – низкая энергоэффективность.
Светодиодные лампы не дают достаточного уровня освещения, чтобы использовать их в качестве основных источников света; тем не менее, как дополнительная подсветка одиночные светодиоды или светодиодные ленты встречаются очень часто. Они могут давать не только белый или кремовый, но и другие оттенки света, что выигрышно смотрится вместе с многоярусными гипсокартонными потолками. А еще одним их существенным плюсом является долговечность, которая превосходит аналогичный параметр ламп накаливания в десять-пятнадцать раз.

Немного коснемся общих правил размещения точечных светильников в комнате. Если общий периметр помещения небольшой, а потолок при этом достаточно низкий, то одноуровневый потолок с прямыми рядами небольших светильников по внешнему краю создаст видимое расширение пространства; при этом избегайте приглушенных оттенков ламп в пользу более ярких и контрастных – в комнате не должно оставаться областей с плохим освещением или полутени. Если же потолок в небольшой по площади комнате высокий, то можно разместить источники точечного освещения на разных уровнях гипсокартонной конструкции.

В просторной комнате можно экспериментировать и создавать причудливые композиции из точечных источников – главное, следите за тем, чтобы задуманная система соответствовала общему стилю. Не стоит размещать лампы рядами по периметру – если, конечно, вы не в музее: это создает ощущение официального, нежилого помещения. Обычно дизайнеры располагают в центре комнаты светодиодную ленту произвольной формы, которая дополняется другими точечными источниками в нужных зонах комнаты (например, около рабочего стола).

Общее правило, которого стоит придерживаться при выборе светильников в дом, звучит так: в комнатах с низкими потолками лучше предпочесть отраженное освещение, чтобы не оставалось затененных участков; высокий же потолок позволяет экспериментировать со светом и тенью. Круглая люстра хорошо смотрится на кухне или в коридоре, а для гостиной можно попробовать что-либо более геометрическое. Хрусталь хорошо сочетается с полированными предметами мебели, а металлы и сплавы- с гладкими, стилизованными под натуральное дерево. Список советов мы, наверное, могли бы и продолжить, но лучше ограничимся самым очевидным: в декоративных элементах, к которым относятся светильники, должно быть чувство меры.