Барьеры
За последнее время правительство Москвы предприняло ряд мер, цель которых – снижение административных барьеров для введения в городе строительной деятельности. По словам руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы Сергея Лёвкина, стоит задача создать в городе комфортные условия для строительного бизнеса. И в первую очередь для инвесторов.

По мнению чиновника, сделано уже немало. В 2013 году правительством Москвы утверждены административные регламенты по предоставлению государственных услуг в этой сфере. В них закреплены жесткие сроки, когда все необходимые документы и решения должны будут сделаны. Так же составлен перечень документов, которые требуются от заявителя и одновременно перечислены основания для отказа.

Как говорит Сергей Лёвкин, это важные нововведения, так как раньше инвесторы зачастую не понимали, почему по их делу выносят отрицательные решения. Это связано было с тем, что они в значительной степени зависели от чиновника. А что ему может прийти в голову, было малопредсказуемым. Теперь порядок иной - все происходит в соответствии с регламентом.

Какие результаты удалось достичь за последнее время? Сергей Левкин перечисляет: выдача ордеров на проведение производственных работ сократилось в два раза с 14 до 7 дней; выдача градостроительных решений по объектам окружного значения – с 30 до 14 дней. Некоторые другие процедуры стали проходить быстрей в целом на треть. Приняты и другие меры. Так, веден запрет на принятие тех документов на согласование, которые не требует правительство Москвы. Как подчеркивает чиновник, до недавнего времени это было распространенным явлением. Инвесторы дружно жаловались, что ведомства требуют предоставление документов, которых нет в регламентах.

Революционным шагом во всей этой работе стало создание базового регистра по межведомственному взаимодействию для выдачи электронных документов. Его появление существенно облегчает работу, как представителям московских служб, так и заявителям. Отпадает необходимость требовать многие документы, вместо этого их можно найти в этой базе.

Помимо этого, через портал «Государственные услуги» можно получить доступ к 7 услугам, связанных со строительной деятельностью. При этом человеку не обязательно находиться в Москве, это можно сделать из любой точки земного шара. Для этого достаточно завести на сайте «личный кабинет».

Перевод приема документа на электронный оборот, по мнению Сергея Левкина, не только экономит время заявителей, но способствует снижению коррупции, так как не происходит непосредственного контакта между чиновниками и бизнесменами. И, как обещает чиновник, работа по снижению административных барьеров продолжится. Такой план действий одобрен правительством города. Будет сделан акцент на облегчение и ускорение процедур по присоединению к инженерным сетям. Сейчас эти вопросы вызывают много нареканий. Нужно существенно сокращать сроки.

Свою лепту в снижении административных барьеров вносят и отдельные ведомства. По словам заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Юлианы Княжевской, в Мосархитектуре переведены в электронный формат 5 видов услуг. В том числе оформление градостроительных земельных планов – с них начинается любое строительство; выдача свидетельство об утверждении градостроительных решений; колористический паспорт по фасадам. Эти электронные услуги стали доступны со второго квартала 2013 года. И как обещает Юлиана Княжевская, до конца 2014 года остальные услуги ведомства будут переведены на электронный оборот.

Но недостаточно перевести услуги на электронный формат, надо еще научить их потенциальных пользователей их применять. С этой целью в Мосархитектуре в рамках службы одного окна поставлены мониторы, где демонстрируются что-то вроде учебных фильмов.

Заместитель председателя Комитета государственного строительного надзора г. Москвы Александр Пирогов сообщает, что в этом ведомстве на электронное обслуживание переведено примерно 35% всех оказываемых услуг. Хотя в некоторых секторах это цифра достигает 60%. Причем, выгоду получают не только их пользователи, но и сама организация. Внедрение электронного оборота позволило освободить помещение архива, который оказался не нужен, сократить численность персонала. Но выявилась и проблема; не все инвесторы охотно переходят на новые формы взаимодействия. Для них привычней работать в старом режиме. Это заставляет проводить обучающие семинары.

Согласно информации заместителя председателя Комитета г. Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов Романа Маслова, в 2014 году все документы на экспертизу, как и ее результаты, будут осуществляться в электронном виде. Это дает ощутимый результат. Так, сроки экспертизы типовой проектной документации снижаются с 45 до 30 дней, сроки экспертной оценки других объектов, если они не имеют уникальный характер, – с 60 до 40 дней.

Когда начиналась масштабная работа по снижению административных барьеров Москва по уровню административных препонов для введения строительного бизнеса находилась в рейтинге Всемирного Банка на 180 позиции. Последний мониторинг выявил небольшое продвижение до 178 места. Однако Сергей Лёвкин с такой оценкой не согласен. ВБ исходит из того, что в Москве для получения разрешения на строительство сейчас требуется пройти через сито 36 процедур, в то время, как раньше их было 42. Но, подчеркивает Сергей Лёвкин, эта величина взята на основе опросов некоторых инвесторов. В регламенте правительства Москвы таких процедур всего 12. Поэтому сейчас ведется диалог со Всемирным Банком с целью убедить его изменить свое мнение на сей счет.

И для этого есть свои основания, считает чиновник, так как за последние 2 года в городе совершен настоящий прорыв в деле снижения административных заграждений. Помимо указанных нововведений создан информационно-аналитический центр градостроительной деятельности. В его задачу входит анализ работы всего строительного комплекса Москвы. К тому же каждый Департамент создал свои информационные ресурсы. Раньше они были все разобщены. сейчас объединены в единую сеть.