Завод имени Лихачева Фото: ИТАР-ТАСС
Московский градоначальник Сергей Собянин полностью одобряет проект реконструкции бывшей территории завода; на пресс-конференции после посещения стройки он назвал его "созданием самого комплексного района" Москвы.

Особую ставку мэр делает на опережающее развитие инфраструктуры, особенно инженерных коммуникаций и транспортной ситуации. "Сначала мы проведем масштабную подготовку, чтобы избежать дискомфортных ситуаций для будущих жителей и транспортного коллапса на проспекте Андропова и Автозаводской улице. Здесь появятся новые рабочие места и жилье", - говорит Собянин.

Первым этапом реконструкции станет снос ветхого жилья и старых промышленных помещений – по предварительным оценкам, это около 700 тысяч квадратных метров площади в Даниловском районе в Южном административном округе Москвы. Непосредственно строительство начнется в 1 квартале 2015 года и продлится около восьми лет со сдачей в два этапа.

Проект реконструкции и инновационного развития территории бывшего завода был создан НИиПИ Генплана Москвы совместно с конструкторским бюро "Проект Меганом". Рабочее название, которое получил проект – "Полуостров ЗИЛ", так как территория на карте столицы ограничена Нагатинским затоном с трех сторон. В рамках строительства будут созданы два новых моста – один на территории Нагатинского парка, другой через Нагатинский затон.

Автомобильное производство на ЗИЛе сохранится, но лишь в южной части нынешней территории. Из 300 га концерн будет размещаться на 50 га, остальную площадь займут технопарк и жилые кварталы. Завод также будет подвергнут переоснащению при участии компании Fiat и других международных компаний в области автомобилестроения, названия которых не разглашаются. По словам Собянина, новое производство будет "экологически приемлемым" и не будет нарушать комфорт будущих жителей микрорайона; кроме того, оно обеспечит порядка 20 тысяч новых рабочих мест.

Согласно новому проекту, территория будет разделена на девять функциональных кластеров: жилые, деловой центр, спортивную зону, парковую зону и собственно производство. Почти четверть всей территории будет "зеленой", а автомобильная магистраль расположится в углублении и будет перекрыта сверху "зелеными" платформами, чтобы улучшить экологическую ситуацию и снизить уровень шума. Большинство домов будут выполнены в среднеэтажном сегменте – не более девяти-десяти этажей. Спортивная зона включит в себя ледовый комплекс "Арена легенд" из трех ледовых площадок, а также яхт-клуб на благоустроенной набережной Нагатинского затона. При этом исторический облик района обещают сохранить в неизменном виде, удалив только складские помещения и заброшенные цеха завода.

Эксперты сравнивают предстоящую работу по масштабам и значимости со строительством "Москва Сити"; здесь смогут поселиться около 40 тысяч жителей.