ofis-po-novomu
Чтобы срезать издержки, многие крупные компании решили до максимума сократить офисные площади. В результате на офисных служащих приходится все меньше квадратных метров.

Тем не менее рекреационные площадки, игровые комнаты и коферумы пытаются сохранить, размещая их в переговорках, на крышах и в коридорах.

Российские компании сокращают офисные площади даже быстрее, чем персонал. По данным строительной компании Pridex, специализирующейся на отделке офисных помещений, с 2011 по 2015 год офисы компаний-арендаторов в московских БЦ класса А и В уплотнились более чем на 30%. Если в 2011 году на каждого офисного клерка приходилось около 13 кв. м площади, то в 2015-м — менее 9 кв. м. Как отмечает Pridex, 60% компаний, переехавших в новые офисы классов А и В в 2015 году или делавшие ремонт в своих старых помещениях, ставили задачу максимально оптимизировать используемые офисные площади и стремятся выжать из офисных метров максимум. Эксперты компании объясняют это стремлением арендаторов максимально сократить издержки на оплату аренды.

Денис Соколов, партнер, руководитель практики консалтинга международной компании Cushman & Wakefield, отметил, что за этот год площади офисов, которые искали компании, сократились в среднем на 10%. Опрошенные «Газетой.Ru» компании, занимающиеся непосредственно отделкой офисных площадей, в один голос говорят о том, что все стремятся к тому, чтобы оптимально использовать каждый арендованный метр, в то время как раньше охотно снимали даже большие площади, чем было нужно, с расчетом на дальнейший рост.

Сейчас же зачастую сотрудников вообще лишают стационарных рабочих мест, предлагая вместо этого разборные рабочие станции.

«Западные компании и компании, где многие сотрудники работают «в поле» — часто бывают в командировках или часть времени работают из дома, отказываются от индивидуальных, закрепленных за сотрудниками столов, чтобы рабочие места в офисе не простаивали. Использование «гибких» рабочих мест широко практикуют юридические и консалтинговые компании, IT-индустрия. Личные вещи и рабочая документация сотрудников, не присутствующих в офисе каждый день, хранятся в персональных тумбах или шкафчиках. Производители мебели предлагают сегодня интересные решения — мобильные рабочие станции, совмещающие в себе функцию хранилища, рабочего стола и сиденья, а часто и оборудованные розетками и гнездами для зарядки различных устройств, их можно перемещать за собой по офису — получается такой «офис, который всегда с тобой», — рассказывает Мария Николаева, генеральный директор архитектурного бюро MAD Architects.

Чтобы срезать излишки, но сохранить былой «блеск», ищут варианты, позволяющие использовать одно и то же помещение для разных целей. «Главный способ сэкономить квадратные метры — это офис формата open-space: кабинеты остаются только для руководства, да и то не всегда, и для тех категорий сотрудников, чья работа связана с конфиденциальной информацией. Стремясь оптимально использовать офисное пространство, компании приходят к концепции «гибкого офиса», когда пространство подстраивается под текущие нужды бизнеса: open-space с помощью мобильных перегородок делится на более компактные зоны или в случае необходимости выделяется изолированное помещение для семинара или совещания. В гибком офисе функциональное назначение помещений можно менять очень быстро: все коммуникации, слаботочные сети прячутся под фальшполом. В отсутствие кабинетов для приватных переговоров и встреч с «глазу на глаз» часто служат «акустические кабины» или специальные обитые войлоком диваны с боковинами и крышей — silent boх», — говорит она.

При этом нередко экономить на площадях решают владельцы наиболее продвинутых офисов. Современные дизайнерские решения тут помогают сохранить весь набор инфраструктуры, необходимый, чтобы сохранить статус «рабочего места мечты».

«Одна из наиболее актуальных тенденций заключается в возможности многофункционального использования различных рабочих зон. Например, в open-space интегрируются мягкие зоны, комнаты для телефонных разговоров, кофе-поинты, мини-переговорные, тогда как кабинеты наделяются функционалом переговорных. Подобные решения не только позволяют более рационально использовать пространство, но и развивают горизонтальные коммуникации между сотрудниками различных подразделений и являются важными элементами комфорта офисов.

Кроме того, некоторые зоны выносятся в помещения, которые не принято считать функциональными, а в технических помещениях используются инженерные разработки, позволяющие существенно сократить их площадь.

Все это позволяет сократить общее пространство офиса, сохраняя при этом его привлекательность и удобство для сотрудников», — рассказывает Сергей Кудрявцев, управляющий партнер Pridex. Так, в одном из московских офисов международной компании в переходе из одного корпуса в другой обустроен большой конференц-зал с панорамным остеклением. Открытая терраса, на которую есть выход из корпоративной столовой, используется как летняя лаунж-зона: здесь стоят мангалы, а также выделена зона для курения. В одном из кофе-поинтов создана дополнительная рекреационная зона: значительная высота потолков позволила обустроить ее на антресольной части помещения.

Свежий тренд в «умном офисном дизайне — это вертикальное озеленение, когда растения размещаются не на полу или офисных столах, забирая у сотрудников драгоценную площадь, а прямо на стенах. Зеленые стены не только экономят метры, но и позволяют зонировать пространство: растения заменяют перегородки в офисе и становятся ярким элементом дизайна интерьера. Даже в условиях экономии на квадратных метрах работодатели понимают важность здоровой атмосферы и заказывают озеленение: растения улучшают качество воздуха в офисе — насыщают его кислородом и ионизируют, борются с пылью, микробами, доказано положительное влияние созерцания свежей зелени на настроение человека, а все эти факторы вкупе улучшают самочувствие и повышают работоспособность сотрудников, рассказывает Кристина Дикова, директор по развитию компании Florista.

Источник: Газета.RU