promishlenniy-park
То, что для мира – давняя традиция, для нас – первый опыт, нуждающийся в законодательном закреплении. Причина отсутствия официального статуса индустриальных парков в России – новизна этого явления в наших деловых реалиях.

Большей частью российских индустриальных парков мы обязаны последнему десятилетию и двум активно развивающимся отраслям – химической и автомобильной. Инфраструктуру для новых производств создают, в основном, зарубежные компании, а спорные вопросы пользования ресурсами, экологической, санитарной и промышленной безопасности – решать нам. Недавно созданная Ассоциация индустриальных парков России намерена сотрудничать в этом с Министерством экономического развития.

В отличие от индустриального парка, термин «промышленная территория» – из нашего прошлого. Российским производственным зонам (промышленным территориям) – не один десяток лет, и они составляют основу городской инфраструктуры. Вокруг предприятий (иногда – градообразующих) размещаются энергетические, транспортные, коммунальные, строительные (жилые, спортивные, бытовые и социальные) объекты. Промышленная зона (территория предприятий) обычно занимает не более половины площади производственной зоны.

Например, в пределах промышленных территорий столицы расположено 70% промпредприятий и 170 видов производств. Производственные зоны делятся на промышленные («Медведково», «ЗИЛ», «Вагоноремонт», «Осташковское шоссе» и пр.), складские («Котляково», «Курьяново») и инженерные (зоны с преобладанием опытно-конструкторского и научно-исследовательского профиля – «Черемушки», «Воронцово», «Октябрьское поле», «Каширское шоссе» и др.). Наукоемкими считаются Юго-Западный и Северный округа. В первом сосредоточено 35 институтов Российской Академии наук и около 70 отраслевых научных организаций. Во втором собран авиационный научно-производственный комплекс: 16 конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов и мощных авиационных заводов, а также более трех десятков НИИ смежных отраслей.

Как определяется ресурсоемкость?

Для сохранения научно-промышленного потенциала правительством столицы приняты постановления № 836-ПП от 24.10.2006 «О территориях промышленных зон города Москвы» и № 247-ПП от 01.04.2008 «О территориях промышленных зон города Москвы (вторая очередь)». Документы определяют 209 промышленных зон в Москве территорией около 8 тысяч гектаров (почти пятая часть всех земель столицы). Большинство земельных участков под промышленными предприятиями Москвы (свыше 90%) принадлежат государству – находятся в городской или федеральной собственности.

Формируются промзоны с целью закрепления территорий с хорошим потенциалом экономического развития. Если производственная зона не входит в промышленную территорию, ее могут реорганизовать с учетом преобладающего ресурса – как для производственного, делового или жилищного строительства, так и рекреации, восстановления природного комплекса.

Чем промзона отличается от технопарка?

Промышленные территории – это зоны преимущественного размещения объектов производства и обеспечивающих их работу складской, транспортной и инженерной инфраструктур. А индустриальным парком называется земельный участок с комплексом объектов недвижимости (производственных, административных, складских и прочих сооружений и помещений), управляемый единым оператором. Территория под управлением специализированной компании организована непосредственно для размещения новых производств. Она отвечает всем требующимся для этого правовым и административным условиям, снабжена энергоносителями и обладает развитой инженерно-транспортной инфраструктурой. На такой промышленной площадке функционируют разные, не зависящие друг от друга и управляющей компании предприятия какой-либо отрасли либо нескольких отраслей. К обязательным характеристикам индустриального кластера относятся земля промышленного назначения, наличие собственной строительной компании и пожарно-экологических согласований.

В чем смысл концентрирования?

Чаще всего услуги управляющей компании (частной или общественной) и совместную инфраструктуру парка делят предприятия с общей цепочкой создания прибавочной стоимости. Размещая производства по соседству, они получают ряд конкурентных преимуществ:
  • упрощение администрирования и разрешительных процедур;
  • финансовых партнеров;
  • прогрессивные инженерные решения;
  • достаточность и даже избыточность энергоресурсов;
  • транспортную интеграцию (доступность разных видов транспорта);
  • возможность диверсификации и расширения производства;
  • близость трудовых ресурсов и рынков сбыта;
  • близость социальной инфраструктуры и жилья.
Таким образом, индустриальные парки представляют собой одну из форм аутсорсинга, когда и участники, и управляющая компания получают выгоду из синергии. Концентрация ресурсов на содержание капиталоемкой инфраструктуры позволяет снизить расходы каждого не в ущерб масштабу деятельности.

Кто это придумал?

В деловой обиход понятие индустриального парка вошло полвека назад – этот вид производственной конгломерации активно стал приживаться в мире бизнеса в 60-х годах 20-го столетия. Но идея такого подхода к организации дел – гораздо «старше». Прообраз первого индустриального парка появился в Англии в конце 19-го века, когда местный финансист Эрнест Тера Хооли обзавелся 10 гектарами земли у морского канала близ Манчестера. На этой территории в 1896 году он и создал первую готовую инженерно-транспортную инфраструктуру, которую стал сдавать в аренду промышленным предприятиям, а потом и продавать участки. Именно в этом Траффорд парке разместил в 1910 году первое автопроизводство в Европе легендарный производитель «народного» автомобиля и создатель конвейера Генри Форд. Его пример оказался заразительным: в 1920 году в первом индустриальном парке на Туманном Альбионе располагалось уже более трех сотен американских производств.

С годами в мировой практике появилось три модели управления парками. Управляющая компания может быть как собственником индустриального парка (т. н. якорный инвестор), так и дочерней компанией якорного инвестора или группой компаний, разместивших свои производства на территории парка в числе прочих. Не управляются специализированной компанией лишь маленькие парки, где участников объединяет общая территория, но не централизованные услуги.

О каких услугах речь?

Первая из обязательных услуг управления индустриальным парком – энергоснабжение. Здесь подразумеваются разные ресурсы, подаваемые по трубопроводам и кабелям: электричество, вода (питьевая, техническая и подготовленная – охлаждающая, обессоленная и пр.), пар, сжатый воздух, газ, водород, кислород, азот, фреон, аммиак и т. д.

Не менее важная услуга от управляющей компании – утилизация отходов (в том числе вредных для окружающей среды). Ядовитые производственные стоки к технопарках нередко обезвреживаются в собственных очистных сооружениях, а производственные отходы и бытовой мусор утилизируются в печах.

Масштабные парки располагают также собственными охранной и пожарной службами, телекоммуникационной и информационной инфраструктурами.

Логистика в технопарке – тоже услуга первостепенная. Среди функций оператора – внутрипарковые перевозки (как правило, производятся внутренней железной дорогой и автотранспортом управляющей компании). Железнодорожные пути и даже собственный порт для крупных индустриальных парков – обычное дело. Места для разгрузки и погрузки при этом оборудованы техникой для взвешивания машин и обработки опасных грузов.

Какие возможны форматы?

Малым бизнесом востребованы прекратившие производство и переоборудованные под новые задачи предприятия советских времён (brownfield). А приходящим на российский рынок зарубежным компаниям чаще интересен подход build-to-suit – так в международной терминологии обозначается принцип строительства индустриальных парков, что называется, в чистом поле – с нуля, на свободном участке земли. Такие проекты называются greenfield и предполагают возведение новых объектов на оговоренных условиях и с учётом индивидуальных пожеланий т. н. резидента.

Из 27 ныне действующих greenfield-парков 15 созданы частными девелоперами и 12 – российскими властями. А в секторе brownfield (индустриальных парков, созданных на базе существующих объектов) 12 – частные и только 2 – государственные. В перспективе, в проектирующихся индустриальных парках доля государства будет больше: 25 против 19 в секторе greenfield и 7 к 4 – в brownfield.

Но какой бы формат индустриального парка не выбрал бизнесмен, в нем он найдет всё необходимое для того, чтобы не отвлекаться на организационные хлопоты, управление и контроль качества, а сосредоточиться на развитии бизнеса.

Кто в лидерах рынка?

Размер среднего российского индустриального парка – около 255 гектаров, но есть и десяток гигантов площадью свыше 1000 гектаров. Львиная доля технопарков России находится в ее европейской части. В пятерке лидеров – Московская, Ленинградская, Калужская области, Санкт-Петербург и Татарстан. Здесь – самая развитая транспортная сеть, обширный рынок сбыта, наибольшее количество квалифицированных кадров и, как следствие, самая внушительная доля индустриальных парков. На территории Северо-Западного Федерального округа сегодня в разной степени готовности – 26 индустриальных парков.

Несколько частных индустриальных парков с примерами удачного размещения инвестиций успешно работают в Московской области. Это новые рабочие места и налоговые поступления в развитие самого густонаселенного региона. Речь идет о значительных цифрах: один технопарк на 120 гектарах – это до 15 тысяч занятых трудовых ресурсов.

Развитие инвестиционных площадок в Санкт-Петербурге строится на модернизации готовых промышленных территорий, поскольку незастроенных площадей в городе осталось совсем мало (ИП «Марьино», «Улица Химиков», «Нарвский»). Среди новых объектов со сроком сдачи в 2014 году – проект с иностранными инвестициями «Индустриальный парк Морозова» во Всеволожском районе, рассчитанный на производителей и поставщиков компонентов для финских предприятий легкой промышленности, машиностроения и металлообработки. Конкуренцию работающим индустриальным паркам вскоре составит индустриальная зона «Усть-Луга», запроектированная вблизи крупных промышленных комплексов и глубоководного морского порта. Это будет один из крупнейших индустриальных парков в РФ, его площадь – 3,5 тысяч гектаров.

И если в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях технопарки создаются на средства частных инвестиций, то в Новгородской, Псковской, Вологодской и Мурманской областях ИП появляются «за казенный счет». Частное инвестирование ввиду международной изоляции России в ряде случаев заморожено. Например, перспектива заявленных в 2013 году индустриальных парков «Северные кристаллы» и «Алакуртти» в Мурманской области – пока под вопросом.

С чего начать?

Финансовые результаты технопарк показывает в среднем через 5 лет после запуска. А на старте предстоит сделать правильный выбор по стоимости основных фондов и земли под промышленным объектом. Например, участок промышленного назначения на неподготовленной территории вблизи Санкт-Петербурга можно купить по цене от 35 долларов за кв. м, в то время как в технопарке ее стоимость будет уже около 240 долларов за кв. м. Первая мысль считающего деньги предпринимателя: зачем платить больше? Но это может быть тот случай, когда экономия становится непозволительной роскошью. Земля без инфраструктуры потребует дополнительных вложений не менее 135 долларов на 1 кв. м. Создавать инфраструктуру с нуля под пару гектаров – убыточно. И ждать, пока коммуникации начнут прокладывать для крупных объектов, инвестору небольшого проекта – тоже себе дороже.

Для успешной раскрутки проекта мало одной лишь квалификации кадров. На первых порах не лишними оказываются льготные условия для участников промышленной территории и общий механизм инвестирования. На всех этапах запуска и развития проекта важна работа по принципу «единого окна» в организации производства и системе привлечения капиталовложений. С первых же шагов нужны грамотные маркетологи – о продвижении продукции стоит позаботиться изначально. Российская же практика такова, что во главу угла обычно ставятся инвестиции и строительство индустриальных мощностей, а поставки-продажи в «иерархии ценностей» управленцев парков – на последних местах. Этот неверный подход объясняется тем, что управление поначалу осуществлялось, в основном, агентствами по привлечению инвестиций или силами по развитию регионов. Показателем качественных преобразований в этой сфере стал приход на рынок специализированных управляющих компаний, помогающих участникам технопарка от А до Я.

В чем проблемы?

Пробуксовка с созданием технопарков в России вызвана дороговизной подобных проектов для иностранных инвесторов (их стоимость в РФ на 30-40% выше, чем за рубежом) и недостаточным стартовым капиталом у отечественного бизнеса. Компании осторожничают и не рискуют начинать строительство, пока не наберут «портфель» будущих резидентов ИП – хотя бы основных клиентов. И это правильная тактика, именно такой должна быть грамотная последовательность реализации схемы индустриального парка: сперва – концепция, под нее – потребители и только потом – инвестирование в инфраструктуру.

Резидентам же не хочется тратиться на «кота в мешке» – они бы предпочли иметь дело с готовым парком. Хотя заключать сделку на стадии строительства объекта – выгоднее (расценки будут в 4-6 раз меньшими, чем после сдачи), деньги должны работать уже сегодня, поэтому бизнес чаще всего не может ждать. Нельзя сбрасывать со счетов и риски незавершенного строительства: могут возникнуть как срывы сроков заселения, так и дополнительные финансовые нагрузки на оплату инфраструктуры. Репутация же и надежность застройщика, которые в первую очередь беспокоят иностранных партнеров, ввиду незрелости российского рынка ИП – понятия теоретические.

Выход приходящие осваивать российские территории компании видят в самостоятельном создании подходящих площадок для бизнеса. Они привычны к четкому планированию и строгой регламентации исполнения. Но так или иначе это – риски во времени: мало ли как может измениться правовая база и экономическая ситуация в стране за 3-4 года, пока будет реализовываться проект. Планируемые сроки сдачи парка, как правило, удваиваются, а то и утраиваются на практике – как и его окончательная стоимость. У всех девелоперов заявленные планы окупаемости капиталовложений неоднократно меняются в сторону повышения и могут вместо 5-6 достигать 12 лет. Себестоимость среднестатистического индустриального парка выходит на 100-135 долларов за кв. м, а это 100-135 миллионов долларов за 100 гектаров. Когда эти затраты окупятся – большой вопрос. Ведь большинство потенциальных клиентов не рискуют арендовать мощности на длительные сроки (максимум – 3-5 лет). Так что риски инвестиций в индустриальные парки пока что превосходят ожидаемую эффективность, и частные инвесторы не могут выиграть конкуренцию с государством: размещение бюджетных средств обходится дешевле.

Чем поможет государство?

Поскольку улучшение инвестиционного климата – приоритетная задача российской экономики, на всех уровнях – от федерального до регионального и местного – строится система содействия участникам индустриальных парков. Она включает в себя как помощь в прохождении согласовательных и регистрационных процедур, так и поддержку в создании инфраструктуры. Согласно Приказу Минэкономразвития РФ № 223 от 23.04.2012, субъекты Федерации могли на конкурсной основе получить субсидии на финансирование создания индустриальных парков из федерального бюджета.

Привлечь кредитование должна помочь сертификация промышленных зон, которую на добровольных началах проводит по методике, согласованной с Минэкономразвития, Ассоциация индустриальных парков России. Она касается как новых проектов, так и действующих технопарков. Эта процедура призвана гарантировать соответствие отраслевым стандартам, что облегчит инвесторам выход на перспективных участников рынка.

Сотрудничество с кредиторами по инвестиционным проектам облегчают и государственные гарантии, предоставляемые в регионах под обеспечение кредитных обязательств управляющих компаний и участников технопарков. Чтобы снизить риски и добиться быстрой окупаемости вложений, профессиональной экспертизой концепции парка занимаются приглашаемые специалисты. Ведь от динамичности развития индустриальных кластеров зависит благосостояние территорий. Например, при создании логистического технопарка в Новосибирске интересы местных органов власти и инвесторов сошлись на использовании энергосберегающих технологий.

Правовая база развития технопарков представлена, в основном, региональными нормативами. В последние годы положения об индустриальных парках появились в Краснодарском и Ставропольском краях, Ивановской и Воронежской областях. Документ о сниженной ставке налога на прибыль в индустриальных парках (в течение первых 10 лет – 13,5%) принят 23.01.2013 в Москве. Следующим шагом для развития индустриальных зон должен стать регламентирующий их деятельность федеральный закон, которого всё еще ждут участники рынка и инвесторы.

А пока нет общероссийского законодательства, на местах пытаются найти средства на развитие промышленных территорий и индустриальных парков самостоятельно. Только в Ростовской области на это понадобится почти 1 млрд. руб. (средства будут выделены из муниципальных и областного бюджетов). Базу для создания в регионе сети промышленных территорий закладывает местный закон об индустриальных парках, рассчитанный на привлечение крупных инвесторов. В 14 городах и 44 районах области власти отобрали около 60 промышленных площадок общей площадью около 2,4 тысяч гектаров, 8 из которых станут пилотными. Поддержка каждого технопарка обойдется в 200 млн. руб., и регион рассчитывает на помощь федерального бюджета. Участвовать в конкурсе на субвенцию дает основания региональный закон об индустриальных парках и наличие управляющей компании, которая берется его реализовывать (парк должен быть у нее в долгосрочной аренде или в собственности). Осталось, как в известном анекдоте, «уболтать невесту» - найти управляющую компанию.

Крупному инвестору, вложившему более 300 млн. руб., будут предоставлены понижающие коэффициенты по арендной плате за землю и льготы по налогу на прибыль и имущество, субсидированы ставка по кредиту и создание инфраструктуры (например, Красносулинскому индустриальному парку с американским капиталом власть помогает строительством коллектора, дороги и реконструкцией водовода).

Растущее количество заявок от заинтересованных в расширении производства иностранных компаний говорит о перспективах инновационного развития России и возможности нового витка ее индустриализации. Оживлению инвестиций способствует наметившаяся тенденция диверсификации российской экономики, создания альтернативы сырьевому хозяйствованию, ухода от нефтегазовой доминанты в сторону развития инновационной составляющей и создания благоприятного инвестиционного климата в стране. Инвестиционный потенциал индустриальных парков России оценивается финансовыми экспертами в сотни миллионов долларов.