Екатеринбург
Роль коммерческой функции в жилых комплексах постоянно растет. К «первым этажам» ЖК предъявляют все больше требований не только покупатели квартир, но и их потенциальные резиденты – продовольственные и непродовольственные торговые сети, салоны косметических, бытовых и медицинских услуг, аптеки, банки, предприятия общественного питания.

Однако, как показывает практика, далеко не все девелоперы Екатеринбурга могут соответствовать этим требованиям. Порой, поиск подходящего помещения в формате стрит-ритейла в Екатеринбурге – настоящая проблема.

Чаще всего об этой проблеме говорят представители продуктовых сетей. Например, как рассказал Евгений Клёпов, руководитель отдела развития ТС «Мегамарт», в рамках прошедшей 12 сентября конференции «Стрит-ритейл в Екатеринбурге: проблемы и перспективы», в составе этой сети сегодня 34 магазина: 22 компактных гипермаркета «Мегамарт» площадью от 3 тыс. кв.м. и 12 «Минимартов» площадью от 1,5 тыс. кв.м. При этом, из всей сети лишь один магазин на Эльмаше можно отнести к формату стрит-ритейла.

«Мы постоянно сталкиваемся с малой компетенцией у строителей и проектировщиков. Они «пилят» первые этажи ЖК на непригодные для нас помещения. При этом, мы неоднократно обращались к строителям с предложением привлекать нас еще на стадиях эскизного проектирования и выбора участка, чтобы мы могли вносить свои корректировки в проект. Однако, пока удачного опыта у нас в этом вопросе нет».
 
Вместе с тем, эксперты рынка отмечают, что наличие качественного стрит-ритейла является решающим фактором и для покупателей жилья: «Если раньше коммерческая функция была для жилых комплексов преимуществом, то сейчас она стала обязательной составляющей. Особенно эта тенденция касается комплексных проектов, которых на рынке в последнее время становится все больше, - считает Александра Овчинникова, руководитель департамента маркетинга Управляющей Компании MOST. – Происходит это во многом благодаря тому, что меняется конкурентная обстановка на рынке жилья: проектов на рынке все больше, у потребителя появляется более разнообразный выбор, что приводит к изменению критериев этого выбора. Раньше основополагающими факторами выступали цена, местоположение, характеристика и качество квартир и социальная инфраструктура».

«Теперь же ситуация несколько иная, - продолжает Александра Овчинникова. - Местоположение по-прежнему осталось решающим фактором. Однако сейчас потребители, в первую очередь, наряду с местоположением интересуются застройщиком и социальной и коммерческой инфраструктурой. Покупая квартиру, потребитель хочет получить комфортную среду для жизни в шаговой доступности, например, продуктовый магазин, предприятия бытовых услуг, аптеку, зоомагазин и так далее. Поэтому так важно, чтобы к формированию концепции коммерческой функции в ЖК девелоперы подходили комплексно и уделяли этому вопросу достаточно внимания».

Как отметила г-жа Овчинникова, при формировании коммерческой функции ЖК девелоперам зачастую не хватает компетенции и понимания того, какая коммерческая инфраструктура будет востребована: «По нашему опыту, 60% девелоперов при проектировании первых этажей жилых комплексов полагаются лишь на данные проектного отдела. Еще 30% застройщиков используют маркетинговые исследования и данные отдела продаж. И только 10% девелоперов создают собственные отделы для формирования коммерческой функции ЖК. Например, так поступили екатеринбургские компании «Атомстройкомплекс» и «Форум-групп». Это один из путей, другим эффективным решением может стать вынесение функции разработки концепции коммерческой составляющей на аутсорсинг», - подытожила г-жа Овчинникова.

Материал предоставлен пресс-службой EkbRealty.ru