stroika-v-podmoskovie
Сегодня Московская область – это, по сути дела, почти сплошная огромная строительная площадка. Здесь возводится 10% всего жилья, которое строится в России.

В 2013 году население региона возросло на 80 тыс. человек. К тому же 130 тыс. постоянных жителей нуждаются в жилье. Это, как минимум, 4 млн. кв. м. жилой площади, которые надо построить. К этому следует приплюсовать площадь, которая нужна для расселения аварийных домов. Все это определяет тот факт, что сегодня строительная отрасль в Подмосковье - одна из основных в области.

Однако еще не так давно строительный процесс в Московской области напоминал броуновское движение девелоперов. Не было никакого четкого планирования, строили как придется и где придется, говорит Герман Елянюшкин, заместитель Председателя Правительства Московской области. Что в итоге получалось - вроде бы возводим вполне комфортное жилье, а в конечном итоге оно получалось далеко не комфортным. В стремлении обрести крышу над головой люди покупали квартиры, а уж затем начинали осознавать, где они оказались.

Чтобы изменить ситуацию, были предприняты серьезные меры. Около двух лет назад подмосковные власти обратились к местному архитектурному сообществу с просьбой дать свои рекомендации, что делать. В итоге появились «Региональные нормы градостроительного проектирования». Этот документ внес целый ряд новых идей и положений, которые направили градостроительную политику по иному направлению.

Ограничено возведение высотных домов, хотя от идеи полного их запрета отказались. В Подмосковье уже сформировались территории, где их строительство вполне органично. Одновременно определено 22 исторических города, в центре которых высотки не могут сооружаться. Снижена плотность застройки. Появились архитектурные комиссии, которые выступают в роли экспертных советов. Разработаны 62 альбома архитектурных обликов подмосковных городов, еще 6 – в работе. Эти меры повлияли и на сознание многих мэров; раньше большинство из них не задумывались о том, что их города могут иметь привлекательный бренд. И что следует двигаться в этом направлении.

Что в данном случае крайне важно, отмечает Герман Елянюшкин. Введение новых правил не привело к снижению рентабельности строительного бизнеса в Подмосковье, не снизило темпы строительства жилья и другой недвижимости.

Эти меры стали началом проведения иного градостроительного курса. Его суть точно охарактеризовал губернатор области Андрей Воробьев: «Облик городов и качество жизни людей, которые их населяют, выходит на первый план. Строители не должны возводить коробки, они должны создавать комфортную среду проживания: пешеходные зоны, детские сады, развлекательные зоны. Развитие территорий, организация социальной инфраструктуры – все это входит в компетенцию ответственного застройщика. В реализации этих задач особенно важно эффективное сотрудничество между правительством и профессионалами отрасли. В Московской области строители могут рассчитывать на поддержку правительства в решении этих вопросов».

По мнению Алексея Воронцова, начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, залог того, что это отнюдь не только слова, является то, что сегодня в регионе сформировалась крепкая строительная и архитектурная команда. Сделано это своевременно. В Подмосковье огромный потенциал развития для строительной отрасли. Всеми муниципалитетами региона уже согласовано сооружение 150 млн. кв. м. жилья. И этим богатством нужно разумно распорядиться.

В Подмосковье в последние годы меняется характер спроса на жилье. Если раньше люди были довольны любой покупкой недвижимости, то теперь просто квадратные метры мало кого интересуют. Все большее значения приобретают архитектурные решения, качество окружающей среды. Как замечает Артемий Крылов, генеральный директор ОАО «Опин», борьба за клиента перемещается в иную плоскость, в создание комфортного окружающего пространства. А кто этого не делает, рискует вылететь с рынка.

Как говорит Алексей Воронцов, сегодня определились несколько основным трендов в строительной индустрии. И главный из них: хватить строить метры, нужно создавать городскую среду. Этот посыл был закреплен в специальной программе: «Формирование современного облика городов Подмосковья». И уже появились первые плоды этих усилий, возник вкус к созданию единой среды: дом–двор–улица. А в конечном итоге получается удобный и комфортный для проживания город.

Еще один тренд – снижение этажности. В первую очередь в исторических ансамблях городов.

Третий тренд – сближение жилой застройки и промышленных и деловых зон. Это крайне актуальная для области проблема. В Подмосковье на 4,7 млн. трудоспособного населения имеется всего немногим более 2 млн. рабочих мест. Тут огромное поле деятельности.

Новая архитектурная концепция рождается непросто, подчас в серьезных спорах. И в первую очередь вызывает разночтения сам термин – удобный или комфортный город. Существуют разные интерпретации и понимания этого. Как считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, практика мировых лидеров в этом вопросе говорит о том, что комфортный город – это тот город, в котором его обитателей не надо побуждать выходить на улицы, они сами делают это охотно. В таком городе возникает общение между жителями. Делать акцент на строительство недвижимости - это означает жить вчерашним днем. Сегодня архитекторы и строители должны создавать городскую среду.

Практика подтверждает эти высказывания. Как рассказывает Андрей Пучков, генеральный директор Urban Group, компания строит в Подмосковье жилые комплексы, в которых большое внимание уделяется именно созданию урбанистической среды. Каждому жителю вручается путеводитель, в нем рассказывается об достопримечательностях тех мест, где проживают люди. Уже подготовлено три таких описания. И, как отмечает Андрей Пучков, везде находится немало интересного. При этом такая политика только положительно отражается на экономических показателях. В Московской области в связи с финансовыми трудностями падают продажи недвижимости. А у Urban Group они растут. Значит, покупателям нравится такой подход.

Это не означает, что в Московской области решены все вопросы. Но она стала интересным полигоном для формирования новых подходов в формировании более современной застройки наших городов.