Движение за потоком
- Подробности
- Категория: Загородная недвижимость
- Опубликовано: 18 июля 2014
- Просмотров: 1461
Сегодня Подмосковье – один из самых быстрорастущих регионов страны. Ежегодно здесь строится до 8 млн. кв. м жилья. Однако далеко не все жители региона могут найти работу рядом с домом. Ежедневная маятниковая миграция между Москвой и областью составляет 1,5 млн. человек из 4,5 млн. трудоспособного населения области.
По сути дела, у нас сложился сильный дисбаланс между развитием жилищного строительства и наличием рабочих мест.
По словам заместителя председателя Правительства Московской области Дениса Буцаева, такая ситуация есть следствие того, что вопросом баланса долгие годы власти не занимались. В итоге сложилась парадоксальная ситуация: в 30-километровой зоне от столицы существует густая застройка, а предприятий и организаций, где можно трудиться, явно не хватает. Это приводит к гигантской нагрузке на транспортную систему. Все мы прекрасно знаем об огромных пробках на подмосковных магистралях. Многие проводят в них времени не меньше, чем дома или в офисе.
Все это заставляет правительство Московской области менять приоритеты в своей экономической и градостроительной политике. Стоит задача – обеспечить жителей рабочими местами в разумной доступности от мест их проживания. Причем, что важно, нужны не просто рабочие места, а высококвалифицированные, хорошо оплачиваемые.
Популярность Подмосковья как постоянного места жительства быстро увеличивается. Генеральный директор компании «НДВ-Недвижимость» Александр Хрусталев свидетельствует: все больше число москвичей продают свои квартиры в столице и переселяются в область. Их привлекает лучшая экологическая ситуация, близость к природе, более низкие цены на недвижимость. Если эта тенденция продолжится, что скорей всего так и будет, то маятниковая миграция еще усилится. В такой ситуации транспортный коллапс неизбежен.
Проблема обеспечения подмосковных жителей - работа комплексная, считает Денис Буцаев. Недостаточно развивать только сферу услуг, выбор рабочих мест должен быть большой. Должны быть предложения в сфере промышленности, науки, новых технологий. Сегодня в разной степени разработки реализуется целый ряд проектов. Один из них связан с созданием сети индустриальных парков. Определены 64 площадки, которые находятся в разной стадии готовности. Другой проект – это появление в Подмосковье офис-сити. Предполагается, что за 10 лет будет вложено 2 млрд. долларов. Такой крупный деловой центр, в частности, должен появиться в Одинцове. Помимо российских девелоперов, интерес к нему проявили и китайские инвесторы. Там уже побывали три делегации из Китая.
Проект «Одинцово-1» комплексный, предполагается строительство не только офисов, но и гостиниц, жилья. По предварительным оценкам, можно построить от 600 тысяч до 1 млн. кв. метров, а объем инвестиций может превысить 1 млрд. долларов.
После «Одинцово-1» возможна реализация проекта «Одинцово-2» на месте бывшего военного городка. Под него предполагается отвести территорию в 59 гектар.
Развитие офисного направления в ближайшем Подмосковье выглядит перспективно. Арендная плата за площадь меньше московской, меньше и затраты на зарплату персонала и на другие нужды.
Другой путь развития – это создание индустриальных парков. Согласно прогнозу Дениса Буцаева, до 2016 года в Подмосковье будет создано восемь таких объектов с прогнозным объемом инвестиций 50 млрд. руб. Уже реализуются проекты четырех зон. Одним из таких центров является Ступинский район, где формируется сильный промышленный кластер. Здесь реализуются два проекта индустриальных парков: «Ступино-1» и «Ступино-2». Территория общей площадью 1195 га застраивается комплексно. Малоэтажный город-спутник Новое Ступино сможет предоставить желающим 1,75 млн. кв. м жилья, еще 175 тыс. кв. м. отведено под социальные объекты.
Строительство многофункционального парка с участием иностранных инвесторов из Германии, Швеции, Австрии и Бельгии идет в Ногинском муниципальном районе. По завершении проекта 80 процентов из 140 гектаров будут занимать производство и логистика, остальное – торговая и обслуживающая сеть. Этот парк даст работу 10 тысячам квалифицированным специалистам.
В Подмосковье много земли. Но одна из существующих проблем, согласно Денису Буцаеву, та, что значительная ее часть принадлежит частным лицам, и используется не слишком эффективно. Один из резервов - это бывшие военные городки, которые передаются от Министерства обороны местным органам власти. Преимущество таких объектов в том, что там уже есть определенная недвижимость и инфраструктура. Но всякий раз следует анализировать, как использовать данный участок.
Существует тесная взаимозависимость, говорит Александр Хрусталев, чем больше в области создается хороших рабочих мест, тем больше желающих туда переселиться. А, следовательно, и больше требуется жилья, что в свою очередь порождает потребность в работе. За последнее время в этом вопросе произошел реальный положительный сдвиг. Сегодня многие районы Подмосковья вполне конкурентоспособны с Москвой по развитости социальной инфраструктуры: количеству детских садов, школ, предприятий торговли. Но при этом в области лучше экология. К тому же в Подмосковье можно развивать те экономические направления, которые не имеют потенциала на территории Москвы. Это логистические центры, большие транспортные пересадочные узлы. Перспективно выглядит развитие сети вертолетного сообщения.
Если раньше в области часто строились жилые кварталы в чистом поле без всякой инфраструктуры, то теперь такое случается редко. При этом снижается и плотность застройки.
Однако следует признать, что все это пока лишь начало. Рабочих мест в Подмосковье не хватает. И их создание займет не один год. Многое будет зависеть от развития транспортной инфраструктуры. Проведенное одной из девелоперской компанией исследование показало: при переводе офиса фирмы из Москвы в Подмосковье теряется до 30 процентов сотрудников. Это критическая для устойчивости бизнеса величина.
Пока же большинство инвесторов не слишком охотно берутся за сложные проекты, предпочитают строить привычные объекты: жилье, торговые центры, гостиницы. Но такой подход не обещает быстрых перемен. Как замечает Александр Хрусталев, многое будет зависеть от развития альтернативного бизнеса. Одно из таких перспективных направления – туризм. Регион богат архитектурным и историческим наследием, о котором не только за границей, но и в самой Московской области знают далеко не все.
Любой дисбаланс затрудняет любое развитие: социальное, экономическое, политическое. Страна несет большие потери от нерационального расположения жилья и рабочих мест. Сейчас эту проблему осознали, что является первой степень к ее решению.