Антикартельные законопроекты ФАС направлены на развитие свободной конкуренции.

В соответствии с поручением Президента РФ ведомство разработало и представило на публичное обсуждение три законопроекта, которые смогут оптимизировать работу по предупреждению и пресечению картелей в России.

Первый законопроект – о внесении изменений в уголовный кодекс и уголовно-процессуальный кодекс. Он предусматривает уточнение определения состава преступления при заключении картеля при наличии крупного ущерба и крупного дохода. Изменяется характер квалифицированных и особо квалифицированных составов и меняется порядок освобождения от уголовной ответственности. В отдельную статью выделяются соглашения на торгах.

Второй законопроект предусматривает внесение изменений в Закон о защите конкуренции и некоторые подзаконные акты. Этот законопроект расширяет процессуальные возможности ФАС России при расследовании картелей.

В частности, закрепляется возможность доступа к информации об абонентах услуг связи, что является серьезным подспорьем для доказательной базы. Также у ведомства появится возможность получения материалов оперативно-розыскной деятельности при проведении проверок. Увеличиваются сроки давности по картелям до 5 лет, а для уголовных преступлений по картелям до 10 лет. Совершенствуются механизмы внезапных проверок.

Третий законопроект вносит основные изменения в Закон №44 о государственной контрактной системе и Закон №223 о закупках отдельных юридических лиц. В поправках предлагается создание реестра для субъектов, в отношении которых было принято решение о нарушении антимонопольного законодательства в части соглашения на торгах. По мнению ФАС России, организатор торгов не должен допускать таких нарушителей к участию в торгах.

Как отмечают эксперты, картельные сговоры, как правило, направлены на сильное ограничение конкуренции и, в результате, на получение большей прибыли. Благодаря этому они оказывают негативное влияние на социально-экономическую ситуацию. Основными негативными последствиям картелей является:

  • Дискриминация других участников рынка.
  • Снижения уровня предложения на рынке.
  • Формирования завышенных цен.
  • Снижение качества продуктов и услуг.