Яндекс" планирует начать взимать плату с таксопарков, курьерских служб и иного бизнеса, использующего в коммерческих целях сервисы "Яндекс.Карты" и "Яндекс.Навигация", пишет газета "Коммерсантъ".
Для работы с сервисами понадобится получить специальную лицензию.

Тестирование нового формата начнется в текущем году, подготовка стартует первого мая – сначала в "Навигаторе", потом – в "Картах".

Эксперты отмечают, что "Яндекс", анонсируя подобные нововведения, рискует: пользователи сервисов могут перейти на альтернативные бесплатные продукты. Аналитики также отмечают, что компания может потерять большой объем данных о пробках.
В целом аудитория "Навигатора" в России в минувшем марте составила 11,5 миллиона человек, всего мобильными приложениями геосервисов "Яндекса" воспользовались 21,9 миллиона человек.

Директор департамента исследований и разработок "2ГИС" Павел Мочалкин заявил, что с введением платы за пользование картами "Яндекс" может потерять часть своих пользователей. "Риски очевидны, готовы будут платить не все, важно найти баланс между оттоком бизнес-аудитории из-за ограничений с одной стороны и привлеченной прибылью – с другой", – считает он. Эксперт напомнил, что подобный прецедент произошел и с Google – ранее западная компания потеряла потенциальных клиентов при введении аналогичной модели монетизации.

"Если вы предлагаете сервис за деньги, а у конкурента есть бесплатный продукт с аналогичной или чуть хуже функциональностью, то вдолгую всегда выигрывает ваш соперник", – подтвердил специалист Евгений Лисовский. Он отметил, что помимо потенциальной прибыли, "Яндекс" также потеряет существенную долю информации о пробках, которую предоставляют, как правило, таксисты.