Timchenko
Миллиардер Геннадий Тимченко продал блокпакеты двух строительных активов — СК «Мост» и АРКС. Инфракструктурный бизнес не сулит больших доходов.

«Мост» на продажу

Миллиардер Геннадий Тимченко продал блокпакет в строительной компании «Мост» бизнесмену Руслану Байсарову. В феврале этого года представитель принадлежащей Тимченко Volga Group Антон Куревин сообщал, что бизнесмен продал свой пакет в «Мосте» (25% плюс 1 акция) одному из действующих акционеров компании. Но тогда пресс-служба СК «Мост» факт покупки опро­вергла.

О том, что долю Тимчекно в «Мос­те» купил Руслан Байсаров, сообщил РБК источник, близкий к бизнесмену. Факт покупки подтвердил представитель Байсарова, отказавшись уточнить, у кого именно он приобрел пакет и за какую сумму. По его словам, актив стал интересен бизнесмену, потому что в этом году принадлежащая ему Тувинская энергетическая промышленная корпорация планирует начать строительство железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино. Ему понадобятся строительные мощности: в проект заложено более 120 мос­тов и восемь ​​тоннелей.

По словам источника РБК, близкого к покупателю, акционеры в феврале не смогли расплатиться с Тимченко, поэтому пришлось искать другого покупателя. Источник, близкий к Тимченко, подтверждает, что тогда сделка не состоялась и несколько месяцев назад с предложением выступил Байсаров: «Его условия совпали с ожиданиями Volga Group». Куревин ограничился комментарием, что Volga Group больше не владеет «Мостом». Представитель СК «Мост» говорит, что о сделке ему неизвестно.

По оценке генерального директора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, стоимость сделки могла составить от 7 млрд до 10 млрд руб. с учетом обязательств по обеспечению заказами. Сделка может быть интересная в первую очередь с учетом привлечения СК «Мост» к строительству железнодорожной ветки Элегест — Кызыл — Курагино с совокупным объемом инвестиций более 200 млрд руб., отметил эксперт. Он добавил, что за счет этого проекта СК «Мост» будет загружена заказами до 2018 года включительно, что позволит улучшить финансовые показатели компании и повысить ее акционерную стоимость.

Байсаров заинтересован в приобретении строительных активов, так как ему предстоит крупная стройка, соглашается аналитик RMG Егор Дахтлер​. А у Тимченко сейчас нет проектов для этой компании, добавляет он.

Дорожная сделка

Сделка по продаже 25% строительного подрядчика АРКС, принадлежавших Volga Group, также была завершена на днях, сообщил РБК источник, знакомый с ходом переговоров. Эту информацию РБК​ подтвердил Куревин. По его словам, сделка «денежная и носит рыночный характер». Детали продажи он комментировать отказался.

Представитель АРКС подтвердил РБК, что сделка состоялась, но рассказать ее условия он также отказался. Он добавил, что компания продолжит взаимодействие со структурами Тимченко, но «уже не в рамках единой структуры, а как партнеры».

Долю Тимченко выкупили «основные владельцы компании», они же вышли с первичным предложением о покупке, утверждает источник РБК. Вторым совладельцем компании является ее основатель Александр Лавленцев.

Тимченко стал совладельцем АРКС в декабре 2011 года. Сумма сделки не раскрывалась, по оценке экспертов (на них ссылались «Ведомости» в 2012 году), блокпакет строительной компании мог стоить $200 млн.

В апреле «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что структура Тимченко Stroytransgaz Holding завершает продажу своих 25% в АРКС. Сейчас 100% АРКС принадлежит сингапурской ARKS Group (данные ЕГРЮЛ).

Тимченко реструктурирует активы

В 2012 году в интервью Forbes Тимченко говорил, что собирается создать одну из крупнейших в России строительных групп из всех своих профильных активов на базе «Стройтрансгаза». Предполагалось, что в нее войдут АРКС и «Мост», в которых у бизнесмена были опционы на увеличение доли. «Все сделки были рыночными. За все активы деньги уплачены или сразу, или в рассрочку, оценки все прозрачные», — сказал тогда бизнесмен.

В начале этого года возглавлявший в тот момент СТГ Вадим Гуринов говорил, что идею создания холдинга реализовать не удалось. Он отмечал, что компании работают самостоятельно и даже конкурируют друг с другом. «Скажу честно, между нашими компаниями есть конкуренция [на тендерах], которая выгодна только для заказчиков. Нам же она не приносит никаких плюсов. Поэтому в 2015 году продолжатся начатые процессы по оптимизации портфеля строительных активов Stroytransgaz Holding с тем, чтобы активы не препятствовали развитию друг друга, тем более в сложившейся ситуации на рынке», — объяснял Гуринов (цитата по Интерфаксу).

Продажа долей в АРКС и СК «Мост» — важный этап реструктуризации портфеля строительных активов, совладельцами которых является Volga Group, говорит Куревин. Из инфраструктурных активов у группы остались доли в группе «Стройтрансгаз» (ОАО «СТГ») и в одноименном ЗАО. Куревин утверждает, что миллиардер не планирует продавать эти компании. По его словам, Volga Group будет заниматься в том числе развитием этих активов — повышать качество управления, эффективность и внутреннюю рентабельность.

Интерес Тимченко к инфраструктурному бизнесу сильно упал — бизнес тяжелый, а доходность оставляет желать лучшего, рассказывал РБК недавно один из его знакомых. Бизнесмена сейчас больше интересуют проекты, далекие от инфраструктуры, вроде культурного обмена между Россией и Францией, говорил собеседник РБК. По его мнению, Тимченко был бы не против выйти и из других строительных активов, но на рынке нет покупателя.

Сейчас Геннадий Тимченко занимает должность председателя экономического совета Франко-российской торгово-промышленной палаты и является сопредседателем Российско-китайского делового совета.

Источник: РБК - Недвижимость