Всеволод СазоновФото: Индустриальные Новости
Председатель коллегии адвокатов "Сазонов и партнеры", доктор юридических наук Всеволод Сазонов.

Что делать тем, кто хочет заработать, а не потерять, на грядущих крымских проектах

Крым после воссоединения с Россией имеет все шансы стать одной из главных строительных площадок нашей страны. Скорее всего, он ей и станет уже в самой близкой перспективе. Руководством страны уже заявлено о том, что в масштабную модернизацию, а точнее, воссоздание и строительство заново жилищно-коммунального и инфраструктурного хозяйства нового субъекта федерации, в которое за годы «незалэжности» как будто предчувствовавшим неизбежное будущее Киевом инвестиции практически не осуществлялись, будут вложены бюджетные средства, сопоставимые с расходами на проведение олимпиады в Сочи. Есть хорошие шансы, что усилия государства будут поддержаны и отечественным строительным бизнесом – по крайней мере, его ведущие представители уже оценивают Крым, как один из наиболее потенциально привлекательных регионов для инвестиций. Однако от них же исходят и определенные опасения за возможную судьбу этих вложений – слишком уж специфична и не до конца определенна сегодняшняя ситуация, в том числе и нормативно-правовая, как вокруг Крыма, так и в нем самом. Что, в принципе, и неудивительно – в современной политической истории ситуация с Крымом является беспрецедентной. О том, стоит или не стоит вкладывать российским строителям деньги в Крым, к каким неприятностям им надо быть готовыми и как можно защитить себя от них, «Индустриальным новостям» рассказал председатель коллегии адвокатов «Сазонов и партнеры», доктор юридических наук Всеволод Сазонов.

- Всеволод Евгеньевич, насколько интересен сегодня Крым для российских инвесторов? Поскольку совершенно очевидно, что это особенный для России регион, в чем его специфика, в том числе – и в рисках относительно ведения там строительного бизнеса?

- Крым, с точки зрения инвестиций, привлекателен своим географическим положением и климатическими условиями, и многие российские и иностранные инвесторы заинтересованы в его развитии. Речь идет в первую очередь о побережье Крыма. Но и центральная часть полуострова также интересна для инвестирования в создание и улучшение существующей инфраструктуры винодельческого производства, других сельскохозяйственных отраслей. Понятно, что с точки зрения увеличивающейся земельной стоимости, а также с точки зрения климатических и природных условий Крым продолжает оставаться интересным для застройщиков регионом. Наконец, Крым является и потенциально очень перспективной стройплощадкой как раз именно потому, что там, по сути, с 80-х годов ничего серьезного не строилось, из-за чего и инфраструктура, и коммуникации, и состояние жилого фонда просто ужасны, и с этим нужно что-то незамедлительно делать. Украина, если и вкладывала в Крым, то копейки. И для России сегодня принципиально важно буквально возродить регион, и привлечь инвестиции во все сектора экономики Крыма. Теперь у нас есть своего рода плацдарм, на котором у власти не будет другого выбора, как создать такие условия, при которых инвесторы обязательно придут.

Но сегодня надо говорить не только о привлекательности для строительства Крыма, но и о рисках, которые возникнут у застройщиков, инвесторов и будущих покупателей строительных объектов. Сегодня в Киеве созданы альтернативные органы власти Крыма, которые ведут собственный реестр сделок с землей и недвижимостью. И в этой ситуации логичен вопрос, как быть тем, кто хочет работать в Крыму. Первое, что здесь необходимо сказать: Крым совершенно легитимным способом вошел в состав РФ. И пути назад не будет. Решения по вхождению Крыма в состав РФ были приняты при такой мощной поддержке народа Крыма, выразившийся в результатах референдума, что факт законности, легитимности и справедливости вхождения Крыма в РФ не должен ни у кого вызывать сомнений. Второе: сегодня очень необходим закон об особой экономической зоне на территории Крыма и Севастополя. Понятно, что в Крыму не было реестра российских предприятий, и те, кто покупал там собственность, понимали, что делают это на свой страх и риск, и что к ним могут быть предъявлены претензии. Но все-таки, я думаю, эта ситуация изменится в лучшую сторону уже осенью, в крайнем случае, зимой, когда закон об особой экономической зоне в Крыму все же будет принят – его проект уже подготовлен, до осени текущего года ФЗ «Об ОЭЗ» должен быть доработан и внесен на рассмотрение в Правительство РФ.

- Что хочет в Крыму Россия?

- Во-первых, Россия исходит из понимания, что необходимо упорядочить правовой статус республики Крым. Для этого принято уже более 50 законов и иных правовых актов, регулирующих отношения различных сфер деятельности в республике Крым и городе федерального значения Севастополе. 11 апреля 2014 г была принята Конституция республики Крым. Имеет смысл сделать нечто подобное тому, что было сделано в Сочи. То есть – ввести упрощенный порядок изъятия земли, упрощенный порядок судопроизводства, за счет чего будут высвобождаться участки для государственных и муниципальных нужд. Такой порядок прописан в проекте ФЗ «Об ОЭЗ». Во-вторых: для работы в создаваемой на полуострове особой экономической зоне созданы условия для привлечения трудовых мигрантов. Уже организовано взаимодействие с пограничной службой, выдача миграционных карт, оформление виз, выдача патентов, установление квот на выдачу разрешений на временное проживание.

В третьих: проектом закона, который разрабатывается, устанавливается минимальный пороговый взнос за возможность пользоваться налоговыми и иными льготами в полном объеме. Однако есть один момент – если головное предприятие находится в России, то его филиал в Крыму никаких льгот не получит. Чтобы их получить, нужно сделать маленькую, но очень важную вещь – создать отдельное крымское предприятие и вложить туда достаточные для его работоспособности деньги. Тот порог взноса, который определен на сегодня проектом закона для многих предприятий просто неподъемный. Резидент должен осуществить капитальные вложения в экономику Крыма в сумме не менее 150 млн. рублей в течение первых трех лет, и он должен осуществлять предпринимательскую и иную деятельность исключительно на территории Особой экономической зоны. Либо осуществлять вложения в сумме не менее 500 млн. рублей в течение трех лет, и предпринимательская и иная деятельность должна вестись исключительно на территории игорной зоны.

Также особое внимание именно в Крыму уделяется поддержке малого и среднего бизнеса. Для чего в мае 2014 года Советом министров республики Крым была утверждена соответствующая программа.

- Что может стать в Крыму наиболее действенной «приманкой» для инвесторов?

- Прежде всего, это налоговые льготы. Инвесторы, осуществившие капитальные вложения, освобождаются от уплаты налога на имущество, земельного налога, транспортного налога, налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет и в региональный бюджет на десять лет, далее по налогу на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет применяется налоговая ставка в размере 10 % на срок существования Особой экономической зоны – 49 лет.

Кроме того, создается еще и «Морское агентство Крыма», льготами которого смогут пользоваться те, кто занят в сфере морских, прежде всего, каботажных перевозок. Международный реестр судов Морского агентства Крыма создается для осуществления деятельности судоходных компаний под Российским флагом с приобретением соответствующих преференций - «Удобный флаг». Привилегии действуют в сфере налогообложения (НДС - 0 % при осуществлении каботажных перевозок), уплаты таможенных пошлин (товары, произведенные на территории ОЭЗ Крыма, не будут облагаться вывозными пошлинами), страхования.

Принцип работы под свободным флагом привлечет желающих принять участие в развитии местного рынка водного транспорта и, соответственно, в развитии крымских портов. То есть, основные идеи и принципы проекта закона об ОЭЗ в Крыму понятны и стандартны, если и будут отступления от того, что я сказал, то они будут очень невелики, практически непринципиальны.

- То есть, самые эффективные методы по привлечению в Крым инвестиций содержатся в проекте закона о ОЭЗ?

- Я бы предостерег уповать во всем только на этот закон. Хотя его принятие необходимо. Во-первых, он еще не принят. Во-вторых, любому профессиональному строителю или инвестору, знакомому с ситуацией в Крыму, понятно, что закон об ОЭЗ сам по себе всех проблем не решит. Именно поэтому государство уже заявляет о вложении значительных сумм в развитие Крыма – речь идет о триллионах рублей. Принципиальным является вопрос о том, каким образом эти денежные средства будут расходоваться?

- А насколько в целом грамотно сегодня выстраивается политика государства в отношении развития строительства в Крыму?

- Госдума уже заявила, что до декабря 2014 года все статьи федерального законодательства будут распространены и на Крым. Если это произойдет, то идея о создании отдельного активно развивающегося и застраивающегося региона будет уничтожена. Поскольку Крым является особенным регионом с точки зрения геополитического положения, законодательство, регулирующее деятельность всех сфер жизнедеятельности полуострова, должно быть более гибким.

Сейчас инвесторы уже достаточно активно заявляют о желании вкладывать средства и строить в Крыму свои предприятия в надежде в будущем воспользоваться всеми преимуществами новой ОЭЗ.

- Какие рекомендации можно было бы дать тем инвесторам и строителям, которые, несмотря на все возможные трудности, все-таки решатся прийти в Крым с деньгами и проектами?

- Об этом можно сказать следующее – важным является вопрос создания строительных саморегулируемых организаций в Крыму (СРО). В России, когда был введен закон о замене лицензирования СРО, фирмы ощущали значительный дискомфорт, но по прошествии 2–3 лет проблема была полностью решена. Сейчас этот путь нужно пройти всем крымским компаниям в связи с переходом в российскую юрисдикцию, В данном случае речь идет о создании некой платформы, на которой будет выстраиваться вся дальнейшая работа инвестора.

Существует также проблема правового регулирования вопросов, связанных с объектами, построенными еще во времена, когда Крым принадлежал Украине, с нарушениями теперь уже российского законодательства – будут ли их сносить, перестраивать или изымать.

- А насколько бизнес может рассчитывать если не на поддержку, то на защиту со стороны государства, начав работу в Крыму – исходя из того, что есть сейчас, а не из того, что, хоть и декларируется, но пока является лишь проектами и планами на будущее?

- С получения ответа на этот вопрос следует начинать всем, кто решит начать свою деятельность в Крыму. И самое главное, в чем этот вопрос до сих пор не решен – это гарантии со стороны государства. Безусловно, проведена огромная законотворческая работа в этом направлении. Как уже говорилось выше, принят не один десяток законов, распоряжений, постановлений, создающих правовую базу и обеспечивающих государственную защиту деятельности бизнеса в Крыму. Однако колоссальный объем работы в этом направлении еще предстоит.

Конечно, многие инвесторы, особенно иностранные, не захотят рисковать своими деньгами. Поэтому, несмотря на потенциальную инвестиционную привлекательность строительства в Крыму, как минимум, до осени вопрос о начале реализации крупных проектов остается открытым. И пока с определенной уверенностью можно говорить лишь о строительстве на государственном финансировании, поскольку в этом случае, учитывая колоссальный объем необходимых работ, государство просто не сможет остаться в стороне и не принять мер для обустройства полуострова.

- Последний вопрос – что именно может угрожать тем, кто, несмотря на все риски, решится на реализацию проектов в Крыму? И как такие бизнесмены смогут себя защищать?

- Основную юридическую угрозу любым, в том числе и строительным, проектам в Крыму представляет Закон об оккупированных территориях Украины. Напомню, что он был разработан и принят Верховной Радой Украины в рекордно короткий срок. Чего и следовало ожидать – Украина постаралась оперативно создать правовой документ, который потенциально способен парализовать деловую активность в Крыму. Понятен и механизм достижения данной задачи – закон нацелен не на поиск решений политических задач, а на оказание экономического давления. Поэтому и одной из главных целей закона является признание недействительными и незаконными возможных сделок с недвижимостью в Крыму, совершаемых после его воссоединения с Россией. Данные сделки признаются таковыми, если они законодательно закреплены любой структурой, кроме подконтрольной украинским властям. Закон заявляет, что любые сделки с недвижимым имуществом, совершенные не по законам Украины, признаются ничтожными.

Если наше законодательство даст четкие и однозначные гарантии того, что все процедуры, связанные со строительством, операциями с землей и недвижимостью, да и вообще с любым бизнесом, будут признаны действительными и защищены законодательно, то пресловутый украинский закон об оккупированных территориях превратится не более чем в декларацию. В таком случае может произойти следующее: правительство Украины будет считать себя вправе рассматривать активы, которые приобретены в результате этих сделок, как незаконно полученные и ставить вопрос об их конфискации. Но при этом оно не будет иметь никаких реальных инструментов для претворения своей позиции в реальные дела.

В данном случае для бизнесменов, ведущих свою деятельность одновременно на территориях и Украины и Крыма, единственно реальным остается риск того, что украинское правительство вполне сможет принять жесткие меры к таким предпринимателям, нанеся им ощутимый финансовый ущерб вплоть до принуждения к прекращению деятельности на Украине или в Крыму – если сам бизнесмен решит, что украинские активы ему дороже.