oleg-samoilov
В сознании многих людей поиск и покупка недвижимости является если не опасным, то весьма рискованным занятием. И главная причина в том, что в обществе сохраняется опасение по поводу честности и добросовестности риэлторов.
Но насколько оправданы эти настроения, не изменилась ли кардинально ситуация на рынке? Об этом мы решили спросить у Вице-президента Российской Гильдии Риэлторов, Генерального директора компании «РЕЛАЙТ-Недвижимость» Олега Самойлова.

- Социологический опрос 2012 года показал, что 45% респондентов не доверяют риэлторам. Изменилась ли с тех пор ситуация в ту или иную сторону?

- Поскольку мне не известно о том, чтобы в последнее время проводились аналогичные исследования соответствующей направленности, могу ответить лишь с чисто субъективной точки зрения: по моим ощущениям, сколь-нибудь значимых перемен по данному вопросу за рассматриваемый период не произошло. При этом считаю нужным обратить внимание на изначальную некорректность проводившегося исследования. Дело в том, что в нем все участники рынка недвижимости были, что называется, «свалены в одну кучу». То есть, под термином «риэлтор» были объединены и представители цивилизованного сектора рынка риэлторских услуг (аттестованные сотрудники компаний - членов РГР, деятельность которых сертифицирована на предмет соответствия требованиям Национального стандарта риэлторских услуг), и участники «серого сегмента» (сотрудники компаний, не являющихся участниками Системы сертификации), и частники (в том числе, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а потому, подлежащие привлечению к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство), для которых вообще никакие стандарты и правила не писаны. Уверен, что если бы упомянутое исследование проводилось с четким разделением участников рынка на категории, показатели были бы иными.

Кстати, на всякий случай хочу напомнить, что слово «риэлтор» является зарегистрированным товарным знаком, принадлежащим РГР. Пользоваться данным товарным знаком для целей собственной идентификации вправе только члены РГР. Соответственно, использование термина «риэлтор» применительно к участникам рынка, не входящим в состав РГР, не только некорректно, но и нарушает права, охраняемые законодательством России.

- В чем кроются основные причины недоверия?

- На мой взгляд, основные причины были определены в упомянутом исследовании верно: своеобразную «тройку антилидеров» возглавляет боязнь обмана, за ней следует фактор «неоправданно высокая цена услуг». Замыкает «тройку» причина «наличие предыдущего негативного опыта».

Считаю, что указанные причины, действительно, справедливы. Однако их влияние, с учетом отмеченного обобщения («все участники рынка – риэлторы»), надо понимать правильно:

- основными генераторами потребительского недоверия по критериям «боязнь обмана» и «неоправданно высокая цена услуг» являются представители «серого» и «черного» секторов рынка, поскольку цивилизованные участники рынка действуют в соответствии с требованиями отраслевых стандартов и правил, не допускающих подобных нарушений и предусматривающих весьма жесткие санкции к нарушителям. При этом наиболее страдающими от подобных действий и следующего за ними потребительского недоверия как раз являются участники «белого» рынка как наиболее публичные и, соответственно, репутационно уязвимые. То есть, говоря проще, сертифицированные члены РГР принимают на себя наиболее тяжелый груз репутационной ответственности за действия своих нецивилизованных «собратьев»;

- присутствие в «антирейтинге» фактора «неоправданно высокая цена услуг», по моему глубокому убеждению, проистекает преимущественно из пока недостаточной потребительской грамотности клиентов, многие их которых (особенно – впервые занявшиеся решением своей жилищной задачи) мыслят так: «Да что там сложного? Дать два-три объявления, получить две-три справки! За что такие деньги»? И только человек, который сам окунулся в вопросы купли-продажи жилья, понимает, что реально профессиональная риэлторская услуга – это вовсе не «две-три справки», а полноценный проект, включающий в себя массу составляющих и обеспечивающий клиенту пользу, многократно превосходящую цену услуг...

- Насколько справедлива, с вашей точки зрения, оплата труда услуг риэлторов?

- Применительно к любому товару, равно, и к услуге, справедлива та цена, за которую продавец готов продать, а покупатель – купить. Если по сегодняшним ценам риэлторские услуги востребованы, значит, эти цены справедливы.

Другое дело, что услуга должна быть реально профессиональной и полезной для клиента. Недопустимы ситуации, когда обещали выполнить один объем работы, реально сделали лишь половину, а оплату просят, как было согласовано изначально. В подобной ситуации ранее согласованная цена, разумеется, несправедлива!

- Растет ли профессионализм риэлторов?

- Опять же, смотря о ком идет речь. Если говорить о риэлторах в правильном понимании данного термина (см.выше), то да – однозначно, растет. Хотя бы потому, что требования Системы сертификации предусматривают обязательность регулярного повышения квалификации.

Ну, а если говорить обо всех остальных, то здесь картина весьма пестрая: поскольку никаких обязательных квалификационных требований к ним нет, то те, кто хочет учиться – учатся, а кто не хочет – так и остаются «темными»...

- Происходит ли в среде риэлторов профессиональный разговор о ситуации на рынке? И если да, как он влияет на ситуацию?

- И вновь очень сложно дать односложный ответ. В цивилизованном секторе рынка такой разговор идет в режиме нон-стоп. К примеру, в июне в главном российском профессиональном форуме рынка недвижимости – Национальном Конгрессе, приняли участие более 700 делегатов из большинства регионов страны. И состоявшиеся обсуждения не просто были весьма продуктивными, но и стали основой для принятия целого ряда решений, значимых для ландшафта рынка.

А вот в «нецивилизованном» секторе – почти тишина. Разве что на двух-трех интернет-форумах собрающиеся там частники и представители неРГРовских фирм с удовольствием перетирают нам кости...

- Насколько заметно деление риэлторов на профессиональных и честных и плохих и недобросовестных? И как отличить одних от других?

- Для потребителя – зачастую незаметно, так как он не понимает, какими критериями следует руководствоваться для того, чтобы отличить профессионала от дилетанта или жулика.

В принципе, метод экспресс-диагностики несложен: изначально потребителю, озаботившемуся вопросом выбора риэлтора, следует ограничить круг соискателей представителями цивилизованного сектора. То есть, необходимо выяснить, имеют ли агент и его руководитель – брокер соответствующие квалификационные аттестаты Системы сертификации и не истек ли срок их действия, обладает ли компания сертификатом соответствия требованиям Системы сертификации и является ли она членом РГР. Если все эти требования соблюдены, окончательный выбор следует проводить уже среди тех, кто прошел данную «первичную квалификацию».

Получить соответствующую информацию несложно: она носит публичный характер и доступна на сайте Реестра Системы сертификации по адресу http://reestr.rgr.ru/

- Есть ли у профессионального сообщества инструменты влияние на плохих своих коллег?

Внутри цивилизованного сектора рынка все необходимые инструменты есть и весьма развиты: не первый год при региональных ассоциациях эффективно действуют Комитеты по защите прав потребителей, Третейские суды и Территориальные органы сертификации. А вот на частников и представителей компаний, не входящих в систему сертификации реальной управы, действительно, в настоящий момент нет. Однако, текущая ситуация будет сохраняться недолго: давно ожидаемый закон о риэлторской деятельности, который наконец перекроет доступ в риэлторскую профессию дилетантам и тем, кто нечист на руку, по моим данным, должен быть принят не позднее, чем в начале будущего года.

- Боятся ли риэлторы называть вещи своими именами?

- Мы – члены РГР, не только не боимся, но и весьма заинтересованы в том, чтобы вещи назывались своими именами, а существующие проблемы – исправлялись. Однако в этом стремлении мы встречаем ожесточенное сопротивление представителей «серого» и «черного» сегментов. Оно и понятно: рыбу удобнее ловить в мутной воде!

В прошлом году возглавляемая мной компания «РЕЛАЙТ-Недвижимость» выпустила в свет серию познавательных мульфильмов «Вся правда о риэлторах», призванную оградить потребителей от наиболее распространенных ошибок (http://www.relait.ru/pravda_video.html). Что было потом? Огромное количество благодарностей от клиентов – и море проклятий (даже угроз) от «коллег»: дескать, как мы посмели вынести сор из избы?! Причем, все эти проклятия исходили строго от представителей «серого» и «черного» сегментов...

- Способно ли улучшение нормативной базы и внедрение компьютерных технологий повлиять на общую ситуацию?

Внедрение компьютерных технологий – едва ли. А вот совершенствование нормативной базы – да: как было отмечено выше, новый закон о риэлторской деятельности, в создании которого принимали активное участие представители цивилизованного сегмента рынка, должен стать надежным подспорьем для потребителей.

- В чем преимущество использование услуг честных и профессиональных риэлтеров по сравнению с самостоятельным поиском недвижимости?

На мой взгляд, ответ столь очевиден, что не нуждается в формулировании. Каждый должен заниматься тем, что умеет. Среди наших клиентов – представители всех профессий, кроме одной: риэлторской. Пусть каждый хорошо выполняет свою работу: учитель – учит, врач – лечит, бухгалтер – ведет учет и т.п. А риэлтор – обеспечивает решение задач, связанных с недвижимостью. Только в этих условиях будет достигнут необходимый порядок. Если же эти условия не выполняются, наступает хаос, ибо «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник» (И.А.Крылов).

- Что ждать от рынка риэлтерских услуг в ближайшее время?

- Как я уже говорил, главное событие должно произойти в ближайшие полгода. Этим событием станет принятие закона о риэлторской деятельности.