zelenograd
Сегодня Московская область – один из самых, если не самый урбанизированный регион России. Здесь насчитывается 111 городских поселений, из них 77 полноценных городов.
Всего же в Подмосковье проживает 7,1 млн человек, из них лишь 1 млн в сельской местности. Любопытно, что 100 лет назад в Московской губернии было всего 17 городов, в которой жило 130 тысяч жителей.

При потребности 4,7 млн рабочих мест их всего 2 млн. Отсюда огромная маятниковая миграция, ежедневно из столицы в область и обратно кочуют 1,5 жителей.

Особая ситуация в зоне 40 км от Москвы. Здесь, по сути дела, в городах-спутниках проживает 4 млн человек. Это огромный экономический потенциал. Только один факт: по спросу на недвижимость эта территория занимает второе место в стране, после столицы, опережая даже Санкт-Петербург. Но и проблемы тут тоже большие и весьма специфические.

История появления городов-спутников по периметру Москвы берет начало в советский период. Тогда они возникали преимущественно по производственной необходимости. Даже название многих поселений отражает этот факт: Электросталь, Электроугли, Железнодорожный, Химки. С тех пор положение сильно поменялось, многие города-спутники потеряли или существенно сократили свою производственную специализацию и превратились в спальные зоны. 60% жителей городов-спутников каждый день отправляются на работу в Москву. Но существует так же и воскресная миграция; многие едут в столицу в выходные дни за развлечениями и шопингом. Причем, их количество точно неизвестно, так как никто не считает этот поток. Все это свидетельствует о нехватке там соответствующей инфраструктуры.

Само по себе это может быть и не так уж и печально. Например, вокруг Парижа тоже много спальных городов-спутников, жители которых отправляются по будням на работу в столицу, а по выходным – туда же развлекаться. Но есть одно важное отличие; транспортное сообщение там совсем иного качества, московских пробок нет и в помине. А у нас даже из самых близких городов попасть в Москву становится настоящим мучением. Так, из Зеленограда, который формально даже не является городом-спутником, а частью столицы, добраться до центра весьма тяжело.

Как поменять эту тенденцию? По мнению Павла Тигера, директора по управлению инвестициями ГК «Глубина», нужно развивать города-спутники в качестве самодостаточных экономических кластеров. В качестве примера он приводит Одинцово. Город зеленый и комфортабельный, только в нем явно недостаточно рабочих мест. Между тем, согласно проведенному социологическому опросу, жители в целом готовы работать в своем городе, если будут созданы для этого условия.

Как считает Павел Тигер, для этого нужно рассматривать все приемлемые возможности, искать очаги развития. В Одинцово есть учебные заведения, вокруг которых может возникать производственная среда. Это может быть медицинский кластер.

Идет обсуждение о наполнение крупного проекта «Одинцово-Сити». Важно правильно угадать, чем его наполнить, чтобы туда поехали бы люди. Рассматривается несколько предложений. Первое – сделать там крупный логистический центр. Втрое – создание энергетического кластера. Впрочем, возможны и другие варианты.

Иное направление в Зеленограде. В начале 60-х годов прошлого века он возник как главный центр советской электроники. Затем эта отрасль сильно сдала, но потенциал остался. На его основе здесь создается технопарк для развития наукоемких производств.

Однако в целом ситуация меняется медленно. Нужны согласованные действия власти, бизнеса и девелоперов, считает Павел Тигер. Так, как это происходит на Западе. У нас же пока такой согласованности нет. Отсюда и скромные достижения.

Между тем, многие обитатели пригородной зоны с удовольствием бы сократили число поездок в Москву, но при определенных обстоятельствах. Опросы показывают: существует востребованность жителей городов-спутников в торговой и развлекательной инфраструктуре.

Еще один острый вопрос – наличие транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). В области существует потребность в первоочередном создании 30 таких ТПУ. Однако это приблизительные прикидки, требуется кластерный анализ для оценки необходимого потенциала каждого такого объекта. Все они должны иметь индивидуальный проект, в котором бы учитывалось, какими помещениями и в каком количестве должны обладать эти узлы.

По словам Алексея Воронцова, начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, градостроительные советы следят за тем, чтобы при создании новых жилых районов происходило обеспечение его жителей социальной инфраструктурой и рабочими местами. С этой целью резервируются специальные площади. Без этого проект не согласовывается. Однако, как считают некоторые эксперты, в Подмосковье не существует ни одной комплексной освоенной территории.

В Финляндии каждая такая территория предварительно тщательно прорабатывается, формируются планы их освоения. Затем приходят девелоперы и работают строго по имеющемуся заданию. У нас же освоить территорию – это все еще поставить на ней кучу домов. Хотя ситуация все же меняется к лучшему: диалог между девелоперами, строителями и властью начинает налаживаться. Все понимают, что ситуация требует кардинального изменения. И стороны в целом уже готовы приступить к выработке мер и правил, чтобы она стала меняться. Но как быстро будет протекать этот процесс, сказать не может никто.