moskva-nabiraet-visotu
В Москве, в Ассоциации «Национальное объединение застройщиков жилья» прошел круглый стол «Высотное строительство», на котором обсуждались вопросы проектирования, строительства, финансирования и эксплуатации высотных зданий любого назначения, а также «дорожная карта» мер, необходимых для повышения качества и безопасности возведения небоскребов в Российской Федерации.

Мероприятие прошло в рамках подготовки к 100+ Forum Russia – международного форума высотного строительства, который состоится в конце сентября в Екатеринбурге.

Высотные здания, как известно, появились в XIX веке, когда возникли новые заказчики — крупные предприниматели, и новый конструктивный материал — металл. Первым небоскребом считается дом в Чикаго, сооруженный в 1885 году. Это был 10-этажный «Хоум-иншуранс-билдинг» высотой всего каких-то 42 метра. С тех пор в мире не утихают гонки по вертикали. Даже появился термин «сверхвысокие здания» - выше 300 м. Двенадцать зданий в мире превышают 400 м. Абсолютный рекорд - 828 м - башня Бурдж-Халифа в Объединенных Арабских Эмиратах. Многим казалось, что выше уже ничего не может вознестись над землей, однако в Китае начато строительство небоскреба в 838 м, а Саудовская Аравия заявила, что проектирует еще более высокую башню.

Строительство высотных зданий выделилось в специальное направление. Создан международный комитет по высотным зданиям — CTBUH, два раза в год он организует конгрессы в различных странах, на которых освещаются различные проблемы проектирования высотного строительства.

Мало кто знает, что в послевоенные годы СССР был лидером высотного строительства в Европе. Первые семь высотных зданий на континенте были построены в Москве, это знаменитые сталинские высотки. Самое высокое из них - МГУ им. М.В. Ломоносова - вместе со шпилем достигает 240 м. Сооружение долго оставалось самым высоким в Европе.

Однако сегодня Россия существенно отстает в этом направлении не только от самых развитых, но и многих развивающихся государств. Официальные параметры высоток: жилые здания должны быть выше 75 м (25 этажей), общественного назначения — выше 50 м. О том, сколько таких сооружений, точных данных нет, по оценке их в Москве около 200 и еще примерно сотня в регионах. На такую огромную и населенную страну очень мало. Ощущается, что настал момент, когда необходимо сделать рывок в этом направлении. За последние десятилетия накоплен солидный опыт, который нуждается в обобщении и систематизации. Между тем, существенным фактором, негативно влияющим на развитие высотного строительства в России, является отсутствие современной нормативной базы.

Кроме столицы – признанного лидера высотного строительства в России - существует второй по значению центр – Екатеринбург. По словам исполнительного директора Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Гильдия Строителей Урала» Вячеслава Трапезникова, город занимает второе место в России по числу высоток – здесь больше 60 домов выше 75 метров, более 5 зданий выше 100 метров, а 2 здания возвышаются над городов более чем на 200 метров. При возведении екатеринбургских небоскребов архитекторы и строители столкнулись с множеством проблем. Это побудило их создать дорожную карту высотного строительства в России. Ее цель – строить такие дома быстрей и дешевле.

Основным автором дорожной карты стал архитектор Виктор Грачев, создатель проекта первого высотного здания Екатеринбурга. Как рассказал он, в подготовленном им документе 3 блока, 21 пункт.

Первый блок обобщает практику строительства высотных сооружений за последние, как минимум, 12 лет. Второй блок освящает вопросы нормативно-технической базы, требования к технической безопасности таких объектов. Третий блок посвящен вопросам технической экспертизы. Из-за отсутствия общефедеральной нормативной документации каждое высотное здание проходит экспертизу в отдельном порядке, что увеличивает ее сроки.

Как подчеркивает Виктор Грачев, задача дорожной карты – сделать сооружение высотных зданий более простым, чтобы побудить заказчиков и строителей достигать новых высот, как в прямом, так и в переносном смысле.

С таким подходом к проблеме в целом согласился генеральный директор ЦНИИЭП жилища Станислав Николаев. По его словам, в стране есть наработки, которые могут быть положены в основу разработки комплексной нормативно-технической базы высотного строительства. Еще в 2001 году институту было поручено создать московский городской нормативный документ для сооружения высоток, в 2005 году он появился. Была проделана большая аналитическая работа, учтено 1000 замечаний, возникающих в силу постоянных изменений соответствующих норм и правил. В 2009 году институт выпустил стандарты по проектирования высотных зданий. Были разработаны технические требования.

При этом, как подчеркивает Станислав Николаев, хотя нужны единые общефедеральные стандарты, они должны учитывать региональные особенности, которые в такой разнообразной стране, как Россия, могут существенно отличаться. Об этом, кстати, свидетельствует и международный опыт. Так, в Германии существуют общефедеральные положения, но, к примеру, в каждой земле свои требования к пожарной безопасности.

Надо понимать, говорит Станислав Николаев, что проектирование и строительство высотных домов – особый пласт практических и научных знаний. Далеко не каждый архитектор может их проектировать, как и не каждая строительная организация – их строить. Нужно накапливать и использовать имеющийся опыт.

Как заметил в связи с этим Вячеслав Трапезников, это действительно необходимо. Ситуация в стране сильно разнится, в одних городах уже есть опыт высотного строительства, в других его еще нет. Если будут разработана такая нормативная база, то ситуация в этой сфере улучшится, появится дополнительный стимул для высотного строительства.

Это мнение поддержали и другие участвующие в круглом столе регионы. По мнению выступавших их представителей, вопрос нуждается в консолидации усилий. А возглавить эту работу должны московские специалисты.

Сегодня строительство каждого высотного здания, будь то в Москве, будь то Екатеринбурге или в другом российском городе – это, по сути дела, отдельный большой проект со своими специфическими условиями. Ситуация же требует массового возведения таких сооружений. А это уже нуждается в совсем иной градостроительной документации. В силу определенных обстоятельств в России приступают к этой работе с немалым опозданием. Но уж лучше поздно, чем никогда.