Общественный контроль
В России создаются условия для деятельности общественных объединений в жилищной сфере и сфере коммунальных услуг.

В день официального опубликования 30 июня вступил в действие федеральный закон от 28.06.2014 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В короткие сроки органы государственной власти (прежде всего Минстрой России) должны в соответствующем постановлении Правительства определить полномочия общественных контролеров и порядок осуществления общественного жилищного контроля.

Как заметила 1 июля Светлана Разворотнева, исполнительный директор некоммерческого партнерства «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль», на всероссийском совещании «Перспективы развития сети общественного контроля в сфере ЖКХ в регионах Российской Федерации», при подготовке постановления Минстроем России будет учтен опыт руководителей региональных центров общественного контроля. «Теперь вы имеете право на содействие со стороны органов муниципального самоуправления по закону. Согласно ст.165 (ч.1. п. 4) Жилищного кодекса, они должны содействовать созданию и деятельности в муниципальном образовании общественных объединений, иных некоммерческих организаций. Как это содействие будет происходить, должно быть прописано в постановлении профильного министерства, и вы тоже примете участие в подготовке этого документа», – сказала она.

Сергей Колесников, начальник Управления ГК – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, подчеркнул, что участие в разработке постановления дает общественникам возможность установить порядок и полномочия общественных контролеров в том виде, в каком они сами их видят. «Я много взаимодействую с регионами, вижу, что многие из вас – настоящие профессионалы, люди с большим опытом работы. Уверен, результаты вашей работы над документом будут эффективными», – сказал он.

С принятием закона, вносящего изменения в Жилищный кодекс, отношения в сфере ЖКХ между собственниками, управляющими компаниями, ТСЖ и поставщиками ресурсов будут регулироваться на законных основаниях тремя видами контроля: новым общественным (общественные объединения и иные некоммерческие организации, советы МКД), муниципальным и государственным надзором (Госжилинспекция при Минстрое). После того как будет принят закон о лицензировании управляющих организаций, к ним добавится 4-й контролер в лице главного федерального жилищного инспектора, который будет координировать работу госжилнадзора.

В части 8 статьи 20 Жилищного кодекса России определены субъекты общественного жилищного контроля: «В целях обеспечения прав и законных интересов граждан общественный контроль может осуществляться:
  • общественными объединениями,
  • иными некоммерческими организациями,
  • советами многоквартирных домов,
  • другими заинтересованными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обращения субъектов общественного контроля будут являться основаниями для внеплановой проверки.
Еще одно из нововведений Жилищного Кодекса, касающееся общественного контроля в системе ЖКХ – дополнение в статью 20 Жилищного кодекса перечня оснований для проведения внеплановой проверки организаций, оказывающих жилищные услуги (УК и ТСЖ). Теперь в качестве основания могут выступать факты нарушений требований:
  • к порядку содержания общего имущества собственников в МКД;
  • к осуществлению текущего ремонта;
  • к осуществлению капитального ремонта;
  • в области применения максимальных индексов изменения размеров платы, которую вносят граждане за коммунальные услуги.
В этих случаях внеплановая проверка органами госжилнадзора и муниципального жилищного контроля проводится без согласования с прокуратурой и без предварительного уведомления проверяемой организации.

Понятие и история общественного жилищного контроля

Общественным контролером можно считать любого жилищного активиста, собственника помещений в многоквартирном доме, который хочет разбираться в вопросах ЖКХ и контролировать свою УК или ТСЖ и совершает для этого какие-то действия. Например, человек входит в совет МКД или правления ТСЖ/ЖСК. Система общественного контроля начала выстраиваться в России полтора года назад, когда было создано НП ЖКХ «Контроль». С принятием закона, постановлений общественный контроль получает нормативное обеспечение. Ведется работа по определению порядка деятельности общественных контролеров и их взаимодействия с муниципальными и государственными инспекторами.

Развитию общественного контроля способствует и просвещение граждан. Председатель правительства России Дмитрий Медведев дал поручение Минстрою организовать в регионах «Школу грамотного потребителя». Проект должен быть запущен до 9 сентября, для чего будут определены требования к программе обучения, меры по стимулированию работы таких школ.

Как отмечают юристы, предоставить общественным контролерам законные основания для проверочной деятельности нужно было давно. Но теперь нужно детально проработать порядок их деятельности. Разработка проекта постановления российского правительства ведется во взаимодействии с НП ЖКХ «Контроль». Чтобы эта сфера общественной деятельности развивалась, нужны инициативы общественности, как отдельных граждан, так и их первичных объединений – советов домов. Общественные советы и экспертные группы будут работать при органах государственной власти и местного самоуправления. Контроль наиболее эффективен тогда, когда активисты находятся не в конфронтации, а в диалоге как с государственными и муниципальными органами, а также с бизнесом. У всех участников процесса должна быть общая цель – эффективно решать проблемы в сфере ЖКХ и создавать комфортные условия проживания людей в многоквартирных домах.

Источник: lentachel.ru