Лицензирование
Закон коснется более 22 тысяч управляющих компаний. Обслуживать многоквартирные дома с мая 2015 года в России смогут только те УК, которые имеют лицензии. Соответствующий закон одобрило Федеральное собрание РФ, его подписал Президент Российской Федерации.

Государство отныне получит право отказать в получении лицензии в целом ряде случаев -в том числе если руководитель компании имел административное наказание в виде дисквалификации или был судим за экономические преступления. Полученную лицензию могут отозвать так же за то, что управляющая компания в течение года два раза привлекалась к административной ответственности за нарушение правил управления домом или за неисполнение предписания органа Госжилнадзора.

Решение о выдаче или аннулировании лицензий будут принимать специальные лицензионные комиссии. Состоять они будут из представителей саморегулирующих организаций, в том числе из собственников жилья. Жильцы получили право налагать вето на смену управляющей компании, если она их устраивает, но ее «недоброжелатели» пытаются лишить лицензии. Этот вопрос они смогут решить на общем собрании собственников жилья. Их будут уведомлять, если компания подала документы на получение лицензии, или документ аннулируется.

Все компании, которые обладают лицензиями или были их лишены из-за нарушений, будут вноситься в специальный реестр.

Конечно, закон есть закон и его следует исполнять, даже в России, где это случается реже, чем во многих других странах. Однако в данном случае положение усугубляется еще и тем, что, по словам председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галиной Хованской, у нового законодательного акта много противников. К ним она относит и с себя.

Не случайно, что подобный законопроект обсуждался еще 20 лет назад. Но тогда он так и не был принят. Проблема не в том, что заложенные в нем положения плохи сами по себе, а в том, что они плохо стыкуются с реалиями современной России, считает депутат. Закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ погубит честные организации. В этой сфере огромная коррупция, тесная и далеко не бескорыстная связь между УК и местными органами власти. И добросовестные УК никак не вписываются в эту схему. Теперь же появится законный механизм, как избавляться от таких организаций. Это приведет к снижению конкуренции, к усилению монополизации отрасли. И в конечном итоге к снижению качества услуг.

А вот реальнее проблемы ЖКХ лицензирование вряд ли решит. Они в первую очередь связаны с низким профессиональным уровнем, работающих в УК сотрудников. Другая проблема заложена в ресурсопоставляющих организациях. Обычно это местные монополисты, которые завышают цены на свои услуги. Именно преимущественно их стараниями у нас и растут коммунальные платежи. А данный закон на них никак не влияет. Многие нормативы откровенно завышены, так, по воде в 2-2,5 раза. Все это приводит к огромным неплатежам, их сумма достигла полтриллиона рублей. В данном случае речь не идет об оплате жильцами коммунальных услуг, а о расчетах между юридическими лицами. Это позволяет «ресурсникам» банкротить неугодные им УК.

Принятый закон отрицательно скажется на рынке ЖКХ, опасается и Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Он даже обратился к президенту России Владимиру Путину с письмом, где просил отложить рассмотрение законопроекта. По мнению омбудсмена, реализация его положений создаст коррупциогенную среду, связанную с возможностью выдачи лицензий сотрудниками контрольно-надзорных органов аффилированным компаниям и формирования серьезных препятствий для доступа на рынок управления недвижимостью конкурентов, не участвующих в коррупционных схемах. Также введение института лицензирования УК в силу непредсказуемости перспектив для деятельности профессиональных участников существенно сократит возможности привлечения дополнительных внебюджетных финансовых источников для капитального ремонта многоквартирных домов, что противоречит стоящим задачам. Однако, как это у нас часто происходит, если принято политическое решение, на возражения уже не обращают внимания.
Но есть в законе и положительные моменты, полагает Галина Хованская. Но они в первую очередь связаны не с прописанными в нем нормами, а с отсутствующими положениями. Так, удалось отстоять позицию, что ТСЖ не подлежат лицензированию. Если бы она была вписана в текст, на ТСЖ, как на институте, можно было бы ставить крест.

Маловероятно, что принятая редакция текста окончательная. И через какое-то время придется вернуться к некоторым его положениям.