Проблемы ветхого жилья в России
- Подробности
- Категория: Практика
- Опубликовано: 16 июля 2014
- Просмотров: 7693

Еще в 2010-м году президент Российской Федерации подписал Федеральный Закон, касающийся расселения ветхого жилья: проблема официально была взята под контроль. Программа расселения из ветхого жилья и сноса аварийных зданий была разработана во многих регионах России, и дело сдвинулось с мертвой точки. Но на пути поэтапного решения задачи, как водится, возникли сложности. Как определить размер площади жилого помещения, предоставляемого взамен прежнего? Опираться на нормы (ст. 50 ЖК РФ) или обратиться к статье ЖК РФ? Последняя утверждает, что площадь нового жилья должна быть точно такой же, как у помещения, занимаемого ранее.
Чтобы разобраться с этой дилеммой, нужно разобраться, нуждается ли конкретная семья в улучшении жилищных условий или нет. Что же касается муниципального жилищного фонда, то собственники вполне могут рассчитывать на получение жилья, равноценного по площади. Казалось бы, всё не так уж проблематично, есть четкая схема действий: тем более, что никто не отменял постановление правительства РФ 02.08.07 № 494 – то самое, которое регулирует вопросы о том, какое, собственно, жилье является ветхим и аварийным, как признать его таковым и какие есть основания для сноса или реконструкции. Но на практике все не так просто...
Для того, чтобы покинуть ветхое жилье, одного желания мало: для подобных случаев существует определенный порядок. Городская межведомственная комиссия никого просто так не переселит: ей необходимо предоставить целый ворох бумаг: начиная от жалоб и претензий проживающих в доме граждан (с планом помещения, техническим паспортом, заявлением и т.д.) до заверенных копий документов, которые устанавливают права на жилое помещение. Не обойдется дело и без заключений компетентных официальных органов, потрудившихся изучить состояние жилых помещений. Оценку дома комиссия будет проводить только на основании предоставленных документов, а когда «выставит» ее, жильцов ждут несколько возможных вариантов решения. Первое: дом будет признан аварийным – непригодным для проживания. Второе: здание можно привести в порядок, осуществив перепланировку и реконструкцию. Третье: помещение для проживания вполне пригодно. Если комиссия сочтет, что дом действительно аварийный, а ремонт его уже не спасет, то сначала происходит расторжение договоров аренды, найма жилья, а затем наступает следующий этап: принимается решение о предоставлении гражданам нормальной жилплощади.
Так всё должно происходить не только в теории, но и на практике. Но претворение решений в жизнь, даже если оно принято своевременно и обнадёживает собственников аварийного жилья, упирается в средства: расселение ветхого жилья в Российской Федерации контролирует государство. И, как показывает реальный ход событий, денег на это благое дело не хватает. Как заявил Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ на одном из правительственных заседаний, в регионах страны нехватка средства на расселение аварийного и ветхого жилья в нынешнем, 2014-м году, достигла 11 млн. рублей. Слабый контроль и новые условия софинансирования, по словам министра, стало причиной того, что и за предыдущие годы, 2011-2013, ряд регионов с программами переселения не справился. Дефицит средств ощутили 32 субъекта Российской Федерации, самостоятельно осилить проблему не могут, в частности, Вологодская область, Карелия и Хакасия. Им требуются дополнительные дотации. Среди отстающих, по милости которых остались не реализованными около 70 тысяч жилья, оказались также Новгородская, Челябинская, Свердловская, Мурманская, Ульяновская области, Хабаровский и Пермский край, республика Бурятия, Дагестан. Некоторые из этих субъектов заслуживают отдельного слова.
Новые развалюхи на месте старых
Представим себе, что бумажно-проверочный этап пригодности жилья завершен, и компетентная комиссия дала добро на то, чтобы люди покинули обветшавшее здание. Но на этом злоключения могут и не закончиться, хотя на высшем уровне известно, что в 2014 году должны быть расселены граждане из 2,87 миллионов квадратных метров аварийного жилья. Цифры – одно, реальность – иное: в Карелии, например, после расселения из ветхого жилья дома сразу после въезда жильцов стали разваливаться. Так, в городе Кемь новый дом, возведенный по программе расселения ветхого жилья, Верховный суд республики признал непригодным. Здание, как показала экспертиза, строилось с большим числом нарушений. В рамках федеральной программы были построены и другие дома – тоже с недоделками, и прокуратура вплотную занялась нарушениями в карельских муниципалитетах.Тревогу подняли сами переселенцы. Для шести десятков горожан Кеми, живущих в старых стенах, были предназначены три многоэтажных новостройки. Но, оказавшись на стройплощадке, доброхоты увидели, что дома строятся с основательными нарушениями, заметными даже глазу неспециалиста. Кривые стены, шаткие полы, экономия на утеплителе, использование китайского материала сомнительного качества вынудили одну из переселенцев, О.И. Ольхину, обратиться в прокуратуру и начать судебный процесс с требованием выделить ей другое жильё. Дело дошло до Верховного суда Карелии, и хотя конкретное дело было рассмотрено в пользу пострадавшей, ситуации в целом это не помогло. В районную прокуратуру поступили десятки жалоб и от других жильцов, которые, в отличие от г-жи Ольхиной, оказались не настолько бдительными и шансом на переезд воспользовались не глядя. Несмотря на то, что и в их квартирах нашлись аналогичные нарушения, бывшие жильцы старых аварийных домов оказались заложниками ситуации: на другое жильё от муниципальных властей они вряд ли могут рассчитывать.
Единственное, чем могут им помочь власти в лице министерства строительства – потребовать от подрядной организации исправить за свой счет все недостатки построенных ею развалюх. Добиться этого удалось, но у конфликта нашлась и другая сторона: правоохранительные органы полагают, и, видимо, не без оснований, что средства, предназначенные для подключения строящихся домов к сетям электроснабжения, были украдены, а это (не много, не мало) – пять миллионов бюджетных рублей. На первый план вышло уголовное дело по статье «Мошенничество» – новый этап кемского скандала, который стал в Карелии далеко не единственным. Нарушения, обнаруженные прокуратурой Карелии, были обнародованы Фондом содействия реформирования ЖКХ на официальном сайте: в черный список угодили Петрозаводск, Суоярвский, Олонецкий, Питкярантский районы. Причиной стало и неудовлетворительное качество работы, и ошибки (а скорее всего, сознательные просчеты) в финансовой отчётности.
Ещё одна грань проблемы – в том, что средства федерального бюджета, предназначенные для расселения ветхого жилья, муниципалитеты не осваивают. Сроки выполнения работ, как объясняет Минстрой, подрядные организации срывают, и в прошлом году, по этой причине, 113 млн рублей Карелия потратить не смогла. Следствием бесхозяйственности стало то, что финансирование программы фонд приостановил – до той поры, пока республике не вернула неосвоенные деньги.
В 2012-2013-м годах в программу, согласно заявкам, были включены Олонецкое и Суоярвское поселения, но из списка участников их исключили. Аргумент для такого решения был весомым: по разным причинам эти муниципалитеты не успевают до конца года завершить расселение жителей ветхих домов – вопреки планам. В будущем эти самые планы вряд ли станут оптимистичными: в бюджете региона нет денег – тех 2,5 млрд рублей, которые власти Карелии должны были бы прибавить в качестве софинансирования к 1,7 млрд рублей из фонда: средствам, предназначенным для расселения из ветхого жилья в 2013–2017 годах. Из 81 аварийного жилого дома в материально бедной Карелии за 2012-2013 года сумели переселиться свыше тысячи человек, но повезёт ли так их товарищам по несчастью, большой вопрос.
В глубине сибирских «руд»
Граждане России фактически имеют одни и те же права, и переселение из ветхого жилья не исключение, но регион региону рознь. В отличие от Карелии, в другой республике РФ, Бурятии, дела идут веселее. За 2011– 2013 год переселенцам из обветшавшего жилья было предоставлено 783 квартиры общей площадью 51,8 тыс. кв. м. Жилищное обеспечение граждан республики – один из самых важных пунктов программы социально-экономического развития Бурятии, выполнение которого контролирует министерство экономики.В ходе проведения мероприятий подпрограммы, названной как «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия» хозяевам жилых помещений, которые признали непригодными для дальнейшего проживания, были предоставлены социальные выплаты в сумме 537,84 млн рублей. Расселить удалось владельцев 17,35 тыс. кв.м. аварийного жилья. В целом в 2013-м году объем работ в области строительства увеличился по отношению к 2012-му году на 7,6 % и составил в переводе на денежный язык 23, 6 млрд рублей. На 0,3 кв. м поднялся (по сравнению с 2012-м годом) уровень обеспеченности жилья: он составил, по предварительной оценке, 20,3 кв. м. на 1 жителя.
Среди регионов Сибирского федерального округа Бурятия по темпам ввода жилья заняла третье место (28-е – среди регионов России). По темпам строительных работ – второе (по РФ – восемнадцатое). В 2013-м году здесь ввели в эксплуатацию 3510 зданий жилого назначения.
Как и Бурятия, к Сибирскому федеральному округу относится бывшая столица Государства Российского, город Омск, где, в соответствии подписанной главой региона программе по расселению людей из аварийного и ветхого жилья, жильцам 369 домов до 2016 года должны быть предоставлены новые квартиры. Но ликовать омичи не торопятся, как и покидать обжитые места. Так, обитатели поселка Береговой Советского округа, в котором расположено более сорока аварийных строений, не желают переезжать в иной район, а в самом Береговом стройплощадка если и появится, то не скоро, и причин для этого много.
В целом новыми квадратными метрами необходимо, согласно программе, обеспечить около восьми тысяч горожан, и потребуется для этого 3 млрд рублей. Над тем, где их взять, ломают головы исполнительные и законодательные власти Омска, поскольку у города есть только часть этой суммы, которую готов выделить Фонд содействия реформированию ЖКХ.
Расходы на расселение ставшего аварийным омского жилья предстоят бюджетам всех уровней. Стоимость квадратного метра определена Министерством регионального развития как 29,4 тыс. руб. При этом, по сведениям Контрольно-счетной палаты, на рынке недвижимости Омска средняя цена 1 кв. метра достигла 37 тыс. руб. Загвоздкой при решении задачи переселения становится то, что в домах барачного типа трехкомнатные квартиры порой имеют площадь 35 кв. м., чего в новых домах нет: размеры «свежевыстроенных» квартир преимущественно больше. Поэтому, соблюдая предусмотренный законом принцип равнозначности, руководству города придется переплачивать.
Чтобы действительно сходилось с желаемым, в муниципальной казне, помимо основного финансирования специалисты предусмотрели еще и дополнительное. Такая статья расходов в Омске составляет двести млн. рублей: в 2012 году именно столько ушло на расселение двадцати семи домов, а в 2013-м план по расселению стал еще солиднее: в него вошли девяносто многоэтажек, и увеличение расходов на осуществление программы стало городской традицией. С другой стороны, городские власти делают всё возможное, чтобы снизить нагрузку на бюджет и дать программе возможность реализоваться. Например, в 2012-м году для расселяемых жителей Омска удалось приобрести по льготной цене двести квартир у компании «Стройбетон», но при этом мэрии все же пришлось компенсировать по несколько тысяч рублей кряду с каждого квадратного метра. Для регенерации своих территорий город старается привлекать инвесторов: в 2007-2009м годах было заключено больше сотни договоров, согласно которым ликвидировать аварийные дома для планируемой застройки и расселить их жителей инвесторы обязались за свой счет. Когда на улице Орджоникидзе в Омске был построен новый микрорайон, на первых и последних этажах переселенцам были предоставлены квартиры.
Трудности у омичей-переселенцев возникают не только из-за неувязок в бюджете. В центре города среди ветхих домов довольно много памятников истории и культуры, которые уничтожению не подлежат. Так, в Казачьей слободе, на улице Почтовой, есть дом, жители которого ждут очереди на расселение около сорока лет. Лишь недавно федеральный бюджет стал перечислять деньги на здания, которые подлежат реконструкции, а не сносу. В мае 2013-го года мэр Омска, Вячеслав Двораковский, направил письмо Виталию Путинцеву, председателю комитета по вопросам ЖКХ, в котором шла речь о том, что все тринадцать домов-памятников, которые находятся в аварийном состоянии, должны быть включены в 3-летнюю программу по расселению. Согласно документу, для решения этой задачи требовалось 150 млн рублей на реконструкцию зданий и около 130 млн – на покупку квартир. Судьба самих старинных зданий может быть решена двумя способами: после осуществления проекта эти дома могут быть переведены в нежилой фонд или быть сданы в аренду – с тем, чтобы арендаторы привели их в порядок.
Покупать дороже, чем строить
Если раньше федеральные деньги, относящиеся к программе расселения аварийного жилья, было необходимо израсходовать до конца года, то теперь их можно тратить целых два года. Это значит, что в распоряжении чиновников появилось дополнительное время для строительства домов-малоэтажек, предназначенных для расселения старых и ветхих. Порядчик в своей работе обязан уложиться в установленные Минрегионом рамки цена квадратного метра, и помочь ему в этом должна городская администрация. Содействие выражается в проведении коммуникаций и выделении земельного участка, и на это как раз и требуется определенный срок.Пока же решаются столь важные насущные проблемы, стены аварийных домов далеко не всегда проявляют стойкость. В самом сложном положении находятся жители поселков Береговой и Старый Кировск. Всего же в разных районах города Омска находится около сотни аварийных домов, которые не обслуживаются местными управляющими компаниями. «Корень зла» в том, тариф на содержание и ремонт и жилья в малоэтажных аварийных домах достаточно высок (хотя и обоснован экономически). В бюджет, чтобы здания до расселения не сложились как карточные домики (по мнению представителей руководства Омска) необходимо предусмотреть в бюджете дотацию. Арифметика проста: если, скажем, обоснованный тариф равен 16 рублей с «квадрата», то 8 рублей будет выплачивать собственник или арендатор квартиры, а 8 рублей – муниципалитет.
Среди первых претендентов на расселение в Омске, по словам директора Департамента жилищной политики Светланы Шенфельд, окажутся дома людей, на руках у которых – судебные решения о безотлагательном расселении, и погорельцев. Согласно официальной программе, во второй половине 2014-го должны быть расселены 144 здания, а в 2015 году – еще сто тридцать пять домов из согласованного списка. На деле же, увы, даже в случае продуктивной реализации 3-летнего проекта от проблемы аварийного жилья Омску до конца избавиться не удастся. У городской администрации есть данные, что в городе сегодня – около полутора млн квадратных метров непригодного для существования жилья. Официально же таковым его не признают. А до конца 2015-го года расселят раз в десять меньше этого числа.
Юрий Федотов, возглавляющий комитет по финансово-бюджетным вопросам Омского городского совета, поделился с прессой пессимистичным прогнозом, сетуя на уменьшение возможностей городского бюджета и то, что Фонд содействия реформированию ЖКХ посулить больше ничего не может. Жителям омских ветхих домов остается лишь одно: самостоятельно изыскивать возможности для ремонта и беречь свои стены.
Нежелание людей покидать свой район, с которым в омском поселке Береговом столкнулись городские власти, явление не исключительное. Завышенные требования обитателей препятствуют расселению ветхого жилья в Тюменской области. В Тюмени собственнически настроенные владельцы квартир постоянно торгуются с властями, и это обходится казне очень недёшево: только на выплату компенсаций людям, прописанным в трех барачных строениях, ушло 160 млн рублей, предназначенных для приобретения достойного жилья. Тем временем власти стараются, как могут, свести затраты в ходе переселения к минимуму – в том числе умерить аппетиты собственников хрущоб. Решение проблем с ветхим жильем сочетается с мерами по пресечению незаконных действий граждан, которые не прочь поживиться за счет государства: незаконно зарегистрироваться в аварийных домах.
Чтобы «вписаться в квадрат», то есть создать для переселенцев возможность доплачивать за сверхнормативные кв. м., губернатор Владимир Якушев высказал предложение разработать соответствующие нормативные акты. Такая необходимость вызвана тем, что квартир, которые по площади соответствуют ликвидируемым, на рынке недвижимости крайне мало.
В Тюменской области вопрос переселения из ветхого и аварийного жилья достаточно болезненный и для властей, и для обитателей старых «хижин». В связи с этим правительство региона порекомендовало управлению строительства разместить в Интернете детализированную программу. Проблема кажется бездонным колодцем – аварийный фонд, несмотря на солидные бюджетные «вливания» в ликвидацию негодных для проживания зданий, продолжает расти. Тем не менее, на исходе 2013-го года площадь ветхих зданий удалось сократить на одну треть, а общее количество – на четверть.
Дома, которые вошли в «аварийный список» до 1 января 2012-года, должны быть, по указу президента РФ, снесены до 2017 года. График переселения, размеры финансирования обозначены в профильной программе Тюменской области по пунктам. В общем затраты составят около 9 млрд рублей, 1/5 часть этой суммы собирается выделить государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ». И всё бы, вероятно, было хорошо, если бы после первого января 2012 года прирост ветхого жилья сбавил темпы. Число аварийных квадратных метров продолжает расти, и противодействовать этому с помощью ремонта зданий невозможно: это слишком дорого и непродуктивно. Эксперты полагают, что ремонт продлит существование обветшавшего здания лишь на короткий срок.
От периферии – к центру
Пока в отдаленных от столицы областях ищут компромисс между желаемым и возможным, в Москве действуют четко и решительно. Согласно планам 2014-го года, только на северо-западе «первопрестольной» расселят около восьмисот семейств. Об этом заявил Андрей Рыжков, руководитель управления строительства окружной префектуры. Чиновник сообщил, что нынешний год стал задельным: запланированные к сносу в 2015-м году тридцать три ветхих здания готовят к демонтажу, жильцов расселяют. В округе потребуется также прокладка новых инженерных сетей и частичный перенос старых.Эти действия относятся к городской программе взаимосвязанной реконструкции районов, где сохранилась пятиэтажная застройка – еще с времен индустриального домостроения.В целом в столице необходимо избавиться от 285 ветхих пятиэтажных домов, общая площадь которых – 1042,8 тыс. кв. метров. Это – семнадцать домов в Восточном округе, тридцать семь – в Северном, шестьдесят шесть – в Северо-Восточном округе, тридцать три – в Северо-Западном, пять – в Юго-Восточном, сорок два – в Юго-Западном, восемьдесят пять – в Западном. Строители полностью снесли «аварийку» в Зеленоградском, Южном, Центральном административных округах. На сегодня снесено 1437 домов общей площадью 5296,8 тыс. кв. метров. Программа сноса пятиэтажных домов, как комментируют специалисты, одно из самых важных направлений программы «Жилище». Связано это с тем, что мегаполисе почти не осталось специальных площадок для строительства, и потому наряду с промышленными зонами главным ресурсом площади является строительство на чистых после сноса территориях. В минувшем году двенадцать тысяч жителей столицы переселились в новые квартиры, выстроенные по программе сноса аварийных пятиэтажек.
За пределами МКАД, в Подмосковье, программа «Жилище» - часть реформы ЖКХ, состояние которого руководства региона считает проблематичным. Трубы, теплосети, котельные, состояние питьевой воды и, разумеется, жилой фонд требуют самого пристального внимания. В 2014-м году на развитие ЖКХ будет потрачено 2,85 миллиарда рублей. В частности, градсовет Подмосковья одобрил проекты расселения ветхого жилья в Химках и Люберцах: всего 19 объектов.
От ветхого жилья в 2014-м намерены избавиться и в северной столице России, Санкт-Петербурге. Здесь планируют расселять хрущёвки: активной стадии достигла программа расселения ветхого жилья, принятая еще в 2008 году. Согласно этой программе, инвестор должен до 2019 года расселить 150 тыс. жителей, снести более 1,1 тысячи домов и построить около 7,2 млн кв. м жилья. Соответствующие проекты стартовали в Колпино, Московском, Кировском, Невском и других районах Петербурга. Это говорит о том, что от Москвы «до самых до окраин» горожане постепенно покидают ставшее изношенным жильё и, хотя и неспешно, с решением множества попутных задач, получают более подходящие условия для бытия. Это обнадёживает.