Что ждет нашу экономику в ближайшие три года - взгляд ЦБ без «розовых очков»
- Подробности
- Категория: Главное
- Опубликовано: 21 сентября 2017
- Просмотров: 2967
2018-2020 годах экономика РФ сохранит сырьевую модель, высокую долю импорта, а темпы роста не превысят 2% - прогноз Центрального Банка.
Банк Росси подготовил Проект основных направлений государственной денежно-кредитной политики на 2018 - 2020 годы. В этом документе приведены сценарии макроэкономического развития страны и соответствующие регулирующие действия Центрального Банка.
В целом, ближайшие три года Банк России прогнозирует умеренно стабильную ситуацию. Вместе с тем, его прогноз сильно контрастирует на фоне радужных докладов ряда отечественных чиновников об инновациях, импотрозамещении и развитии малого и среднего бизнеса.
Какие основные факторы будут влиять на экономику и что будет с ее структурой?
Формируя прогноз на ближайшие три года, Центральный Банк полагает, что набор и характер действия фундаментальных факторов, оказывающих влияние на ситуацию в российской экономике и динамику цен, значимо не изменятся.
Экономика Росссии, как и ранее, будет зависеть от экспорта энергоносителей. Кроме того, учитывая, что процессы изменения структуры экономики, развития собственного производства и импортозамещения по многим категориям товаров требуют длительного времени, сохранится достаточно высокая доля импорта в потреблении и, соответственно, влияние конъюнктуры внешних товарных рынков, а также валютного курса на динамику внутренних потребительских цен.
Структура российской экономики тоже значительно не изменится, что будет ограничивать потенциал ее роста в ближайшие годы. Эффект возможных мер структурной политики будет проявляться на прогнозном горизонте постепенно. При этом значимый вклад в динамику ВВП они внесут в основном за пределами трехлетнего периода.
Что мешает экономическому росту?
По мнению Банка России, потенциал роста российской экономики ограничен, с одной стороны, отсутствием возможностей существенного расширения добычи и поставок природных ресурсов на мировой рынок. С другой стороны, рядом внутренних факторов, среди которых:
— демографическая ситуация и связанный с ней низкий потенциал роста экономически активного населения;
— институциональные характеристики, в том числе качество управления на всех уровнях, как в государственном, так и в частном секторе;
— недостаточная развитость транспортной и логистической инфраструктуры;
— высокая монополизация;
— низкий объем инвестиций в технологии и основные фонды при высокой степени их износа.
В этих условиях темпы экономического роста в России на трехлетнем горизонте, по оценке Банка России, не превысят 1,5 – 2%.
Кроме того, структурные характеристики особенности экономики РФ снижают гибкость реакции производства в ответ на увеличение спроса, что в итоге может отражаться и на динамике цен. Это, в свою очередь, означает, что возможные масштабы расширения внутреннего спроса, которые не будут сопровождаться повышением инфляционного давления и появлением дисбалансов в финансовой сфере.
Со своей стороны, Банк России будет оценивать скорость, характер и структуру увеличения внутреннего спроса, формируя денежнокредитные условия, при которых его динамика будет соответствовать возможностям внутреннего производства.
Какая модель развития будет у экономики РФ и как будет влиять международная торговля?
Анализируя вероятные модели развития экономики и роль международной торговли, Банк России отмечает, что рост инвестиций останется умеренным как из‑за дефицита новых конкурентоспособных инвестиционных проектов, так и в условиях сохраняющихся институциональных проблем, увеличивающих стоимость инвестиционных проектов и ограничивающих горизонт планирования. В результате, в случае отсутствия мер структурной политики, переход к инвестиционной модели развития не начнется при сохранении сырьевой модели экономики.
При этом вклад международной торговли в темпы экономического роста с 2017 г. станет отрицательным после положительных значений в 2012 – 2016 годах. Это связано с ограниченными возможностями расширения экспорта при увеличении импорта наряду с ростом потребления.
Что будет влиять на динамику цен и на денежно-кредитную политику?
Банк России также учитывает, что структурные особенности не только ограничивают возможности увеличения производства, но и некоторые из них также оказывают устойчивое влияние на динамику цен.
Среди таких факторов:
— характеристики российского рынка труда;
— сильная дифференциация доходов;
— товарная структура потребления.
Сильная дифференциация доходов и относительно невысокая доля среднего класса в России является другой структурной характеристикой, которая оказывает влияние на условия проведения денежно-кредитной политики, а также ее трансмиссионный механизм.
Небольшая доля семей со средним уровнем дохода в России может ограничивать действенность трансмиссионного механизма (механизм влияния решений в области денежно-кредитной политики на экономику в целом и ценовую динамику в частности), что будет учитываться Банком России при анализе воздействия мер денежно-кредитной политики на динамику спроса и инфляции.
Невысокий уровень благосостояния населения также отражается в довольно значительной доле продовольственных товаров в потребительской корзине, что сохранится и в предстоящий трехлетний период. Цены на продовольственные товары более всего подвержены значимым колебаниям под влиянием разовых временных факторов.
Сохранение существенной доли продовольствия в потребительской корзине отражается на динамике общего индекса цен. Учитывая высокую чувствительность инфляционных ожиданий к ценовым всплескам на данную группу товаров, Банк России будет отслеживать их реакцию на временные колебания цен, принимая решения по ключевой ставке.
Уменьшению волатильности продовольственных цен и, соответственно, инфляции в целом будет способствовать реализация ряда государственных мер по поддержке агропромышленного комплекса. Прежде всего, это меры в области развития инфраструктуры по перевозке, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, на трехлетнем горизонте структурные особенности российской экономики будут определять как динамику экономической активности, так и оказывать влияние на условия проведения денежно-кредитной политики.
Что нужно сделать для экономического роста?
С точки зрения Банка России, для увеличения потенциала экономического роста необходимы меры государственной политики, направленные на изменение структуры экономики и преодоление обозначенных выше проблем, а также подключение усилий всех участников экономических отношений.
Важно повышение роли регуляторных, налоговых механизмов, программ частно-государственного партнерства в создании стимулов для инвестиций в машины и оборудование, технологии, человеческий капитал, увеличение производительности труда. Необходимы меры по развитию конкурентной среды, увеличению доли малых и средних предприятий в производстве выпуска товаров и услуг, повышение гибкости рынка труда.
По мере законодательного закрепления дополнительных конкретных мер государственной структурной политики, оказывающих влияние на экономическую динамику, Банк России будет просчитывать соответствующий сценарий развития. В этом сценарии при увеличении потенциала роста выпуска товаров и услуг соответствующее ему расширение внутреннего спроса не будет создавать инфляционных рисков и не потребует реакции денежно-кредитной политики, учитывая повышение производительности труда и эффективности производства.
Что нужно сделать для стабильности и снижения уязвимости экономики России?
Вторым важным фактором формирования внутренних условий будет сохранение стратегии бюджетной консолидации с применением бюджетного правила. Планируемая привязка расходов федерального бюджета к параметрам доходов обеспечивает сокращение бюджетного дефицита до низкого уровня – около 2% ВВП в 2018 г. и менее 1% ВВП – в дальнейшем.
Предполагаемая траектория увеличения госдолга, не опережающего прирост номинального ВВП, наряду с применением бюджетного правила, обеспечит устойчивость государственных финансов, что важно для сохранения общей макроэкономической и финансовой стабильности, необходимой для производственной и хозяйственной деятельности.
Аккумулирование дополнительных нефтяных доходов при реальной цене на нефть, превышающей 40 долл. США за баррель (эта цена заложена в Проект федерального бюджета на 2018–2020 годы бюджет РФ), позволит формировать «подушку безопасности» на случай их падения ниже указанного уровня. Применение бюджетного правила с проведением Минфином России операций на валютном рынке будет способствовать снижению уязвимости российской экономики.
В случае появления высокого инфляционного давления может потребоваться проведение Банком России более жесткой денежно-кредитной политики для ограничения инфляционных рисков и сохранения инфляции вблизи 4%.