kuznecov200
Ко дню рождения Сергея Кузнецова, который отмечает его 25 июля, мы публикуем самые знаковые проекты в карьере архитектора. Дворец водных видов спорта в Казани, Музей архитектурного рисунка в Берлине, подмосковный «Микрогород «В лесу» и ряд других объектов, созданных при активном участии Сергея Кузнецова, стали примерами создания сомасштабной и привлекательной городской среды.

Свою профессиональную карьеру Сергей Кузнецов начал еще во время учебы в МАрхИ, став в 2000 году партнером и генеральным директором архитектурной мастерской «СЛК-Проект». В 2003 году Сергей Кузнецов основал «С.П.Проект» — одно из первых в Москве архитектурных бюро, специализировавшихся, наряду с проектированием зданий и комплексов разной степени сложности, на создании трехмерной архитектурной графики. В 2006 году «С.П.Проект» вошло в объединение «SPEECH Чобан & Кузнецов», ставшее одним из крупнейших и наиболее успешных в России архитектурных бюро. Сергей Кузнецов является одним из основных авторов объектов, построенным по проектам «SPEECH Чобан & Кузнецов» в 2006-2014 годах (некоторые объекты были завершены уже после того, как сооснователь бюро был назначен главным архитектором города и вышел из состава его учредителей).

Одним из первых проектов, над которым Сергей Чобан и Сергей Кузнецов начали работать вместе, стал комплекс апартаментов «Актер Гэлакси» в Сочи. Расположенный на территории санатория «Актер», комплекс получил эффектную форму в виде вытянутой капли, в толщу которой помещен двор-атриум, перекрытый кровлей из светопропускающей пленки ETFE. Вторя рельефу участка, «капля» сужается в сторону моря и понижается с каждым этажом, что позволяет создать на всех уровнях апартаменты с обращенными к морю террасами. Ограждениям балконов, выходящих на боковые фасады, архитекторы придали волнообразную форму, причем вдоль каждого из этажей «бежит» своя волна, делая пластику здания очень насыщенной. Курортную тематику развивает и белоснежный цвет комплекса — за счет динамичной формы и наличия острого «носа» объем заметно выделяется в панораме Сочи, напоминая круизный лайнер, который вот-вот отправится в открытое море. Надо сказать, что свой законченный вид «Актер Гэлакси» приобретает лишь сейчас: внутренние отделочные работы должны быть закончены до конца этого года.

В том же 2006 году началась работа над проектом офисного здания на Ленинском проспекте, которому было суждено стать эталоном благородной невычурной архитектуры, столь редкой для Москвы 2010-х годов. Расположенное на пересечении проспекта с ул. Удальцова, здание играет важную градостроительную роль — фиксирует собой перекресток и служит своего рода буфером между проезжей частью и высотной жилой застройкой, расположенной в глубине квартала. Его облик сформирован светло-бежевой облицовкой из натурального камня, тонко просчитанной системой масштабирования и волнообразными эркерами. Последние появились из-за необходимости увеличить площадь здания, однако архитекторы обыграли это требование очень удачно: нарочито смягченная пластика эркеров контрастирует с общим строгим обликом дома, а за счет смещения элементов относительно друг друга «волна» словно перемещается по фасаду, оживляя статичную каменную поверхность. Бесспорным достижением архитекторов можно считать и успешное применение в этом проекте энергоэффективных технологий — офисное здание на Ленинском стало одним из первых в России, получившим сертификат DGNB.

В 2008 году бюро «SPEECH Чобан & Кузнецов» выиграло в Казани конкурс на лучший эскизный проект Дворца водных видов спорта. Первоначальная концепция была разработана Сергеем Кузнецовым совместно с архитектором Николаем Гордюшиным буквально за одну ночь. Вот как об этом рассказывает сам автор проекта: «Оказавшись в Казани совсем по другому поводу, мы смогли добиться возможности сделать предложения по концепции Дворца. Причем добились ее вечером, а показать эскизы нужно было уже на следующее утро. К счастью, в тот момент еще работали магазины: мы отложили запланированный вылет в Москву, купили кальку и фломастеры, и мы за одну ночь сделали подачу. А с утра представили эти эскизы заказчику, смогли увлечь его своей идеей и получили заказ». И хотя потом концепция многократно оттачивалась и доводилась до ума, ключевая идея проекта, придуманная в ту ночь, осталась неизменной — в качестве основных несущих элементов здесь используется деревоклееные конструкции V-образной формы. Гнутые деревянные арки, уходящие в перспективу, отсылают и к традиционной архитектуре Татарстана, и к образам аркады готических соборов, рисованием которых Сергей Кузнецов увлекался в то время. Сданный в эксплуатацию в 2011 году, Дворец водных видов спорта стал одним из самых больших деревянных сооружений в мире.

Самое активное участие Сергей Кузнецов принимал и в разработке проекта жилого комплекса «Гранатный 6» — уникального для современной Москвы примера использования орнамента как основного средства создания архитектурного облика. В отделке этого объекта использованы такие благородные материалы как камень и металл, которые, по замыслу архитекторов, обеспечат ему долгую жизнь и позволят «красиво стареть», а не разрушаться под влиянием времени и погодных условий. Прорезанный же на камне орнамент создает рельефность и глубину, которые будут проявляться с течением времени, насыщая фасады игрой света и тени. При этом богатая орнаментика сочетается в «Гранатном, 6» с абсолютно простыми, ясными геометрическими формами, что придает комплексу нарядный и при этом весьма сдержанный, «не кричащий» характер.

Тема использования пластически активных элементов в оформлении фасадов здания нашла свое воплощение и в доме «Вальс» загородного жилого комплекса «Грюнвальд» («SPEECH Чобан & Кузнецов» выступало его генпроектировщиком и наравне с другими приглашенными в проект бюро построило там несколько домов). Круглый по форме дом архитекторы метафорически осмыслили как башню, подчеркнув поэтический образ с помощью ритмичных «поясов» окон. Фасады отделаны рустованным известняком, который архитекторы пропустили между оконными проемами широкими, переплетенными крест-накрест лентами.

«Грюнвальд» — лишь один из многих проектов, в которых «SPEECH Чобан & Кузнецов» выступало не только как автор архитектурных решений, но и как генпроектировщик. В составе авторского коллектива Сергей Кузнецов работал над масштабными градостроительными концепциями, как, например, «ВТБ Арена Парк», «Микрогород «В лесу» ирайон D-1 инновационного центра «Сколково». Он также выступал соавтором проекта делового центра «Аквамарин», занимающего на Озерковской набережной территорию площадью 1,5 га, на которой были возведены четыре эффектных белоснежных корпуса, разделенных несколькими внутриквартальными улочками, придавшими застройке дружелюбный масштаб и открытый характер.

Пожалуй, самой титулованной постройкой, одним из авторов которой является Сергей Кузнецов, стал Музей архитектурного рисунка в Берлине. Это камерное, скромное по площади, но очень эффектное по своей архитектуре здание удостоено более 10 профессиональных наград и не раз попадало на обложки архитектурных изданий. Как вспоминает архитектор Сергей Чобан, «музей соединил в себе наши с Сергеем эксперименты в области как формообразования и силуэта, так и фасадных решений, позволив воплотить в реальности многолетнюю мечту о синтезе рисунка и объемного проектирования». Образ здания строится за счет пяти компактных в плане блоков, поставленных друг на друга и смещенных в разные стороны относительно центральной оси. Верхний ярус музея отделан зеркальным стеклом, а фасады четырех нижних блоков выполнены из декоративно обработанных бетонных панелей, на которые рельефно нанесены архитектурные рисунки.

Уже почти три года Сергей Кузнецов не работает в бюро SPEECH, однако проекты, начатые при его деятельном участии, продолжаются воплощаться в жизнь. Так, в прошлом году были достроены многофункциональный комплекс President Plaza на улице Кульнева и МФК «Лотос» на Одесской улице в Москве, а в этом году в Краснодаре будет сдан стадион одноименного футбольного клуба. В самом разгаре находятся и стройки ВТБ «Арена Парк» и «В лесу»: разные по площади и функции, эти проекты, тем не менее, имеют и много схожего — в основу их архитектурно-планировочного решения положен принцип создания сомасштабной и визуально привлекательной среды.

Источник: АрхСоветМосквы