moskva-reka2Изображения: Москомархитектура
Подведение итогов конкурса на развитие набережных Москвы-реки стало отправной точкой более предметного разговора о будущем этих территорий. В ходе прошедших накануне дискуссий финалисты конкурса и эксперты обсудили перспективы воплощения концепций — рациональные идеи для Москвы-реки есть в каждом из шести проектов.


После объявления итогов конкурса было проведено уже три обсуждения перспектив дальнейшей работы с рекой — в рамках Урбанфорума-2014, в пресс-центре РБК и на фестивале «Зодчество». Участники консорциумов-финалистов раскрыли детали своих проектов, а эксперты высказались по поводу реализации этих грандиозных планов, предполагающих основательные изменения в экологической, транспортной и инфраструктурной сферах города.

Смысловым ориентиром для концепции развития Москвы-реки архитектурного бюро «Проект Меганом» послужил обобщенный образ порта. «Порты будущего» — это общественные пространства, вынесенные на реку, которые обеспечивают равномерный доступ всех районов к реке. Всего запланировано 26 районных портов и 11 — городского значения.

«Мы рассматривали Москву-реку в единой системе всех рек Московского региона. Для нас было важно видеть эту сеть, в будущем объединенную с агломерацией, в том числе с Новой Москвой. Нам очень нравится атмосфера Венеции, и мы хотели переместить ее в Москву. Так появилась идея портов, которые станут новым брендом города. Порт — это новое общественное пространство, которое соединяет реку и территории вдоль нее», — рассказала Анна Камышан, менеджер «Проект Меганом».

Архитекторы внесли предложение по «натурализации Москвы-реки», которая заключается в создании ряда экологических островов. Зеленые острова для очистки воды представляют собой систему фильтрации поверхностного стока: вода попадает в лагуну между волнорезами и очищается, обходя остров. «В центре мы предполагаем „мягкие" экологические решения в виде плавающих островов на реке. Т.е. мы не сужаем полотно дорог, а располагаем новые пешеходные зоны внизу реки — появляется вторая нижняя набережная. Они будут активными и зимой, и летом. Мы разработали около 9 типов набережных, которые будут внедрены вдоль всей реки в соответствие с конкретной территорией, и будут создавать активные связи между центром и периферией», — пояснила Камышан.

Кроме этого, концепция «Проекта Меганом» предполагает модернизацию существующих очистных сооружений, увеличение их количества в целом. Эксперты предложили раз в 5-10 лет проводить сливы стоячей воды и очищать дно реки от накопившихся отложений. Последний раз подобные процедуры проводились 20 лет назад.

Участникам конкурса также предписывалось дать подробные предложения по не менее, чем трем точкам «активного роста» на реке — Москва-Сити, ЗИЛ, Строгино и др. «Меганом» добавил к ним Мневниковскую пойму с ее будущим Парламентским центром. Порт «Парламентские Сады» будет располагаться на воде недалеко от площади и станет главным торговым и событийным местом острова. Здесь появится монументальная общественная площадь, под которой будет проходить линия метро, и будет располагаться общественная парковка. Главный жилой район Мневников сформируется на южной части острова и будет представлять из себя образец «идеального города» с приоритетом пешеходного движения.

Анна Камышан: «Строгино — это история про активные виды отдыха, люди смогут, не выезжая из города, отдыхать на природе. Мневники — это история про новый Парламентский центр, история садов. На территории ЗИЛа будет размещаться новый технополис, который станет новой точкой притяжения на юго-востоке Москвы. В Сити у нас была задача оживить бизнес-архитектуру за счет желтой, яркой платформы общественного пространства. В итоге мы создали цепь общественных пространств вдоль реки, которые активизируют ее, делают доступной».


Экологическая безопасность

Суть проекта консорциума во главе с Turenscape International Limited заключается в реализации пяти целей развития реки и города: преобразование экосистемы, переориентация транспортной системы, изменение социального баланса, культурное возрождение и возрождение экономической активности. Сущность плана развития инфраструктуры Москвы-реки основана на общей концепции создания своего рода «Излучин жизни», которые расширят функциональность реки и превратят ее в центр городской структуры Москвы в пределах МКАД.

Например, в Строгинской пойме архитекторы планировали создание «Архипелага образования» и «Зеленого инкубатора» — развлекательных пространств под открытым небом, предназначенных для ежедневного активного и культурного отдыха. Большой Сити консорциум предложил оформить в своеобразное «Московское Сохо» — оживленный деловой район, жизнь в котором кипит круглосуточно. А территорию ЗИЛа в Turenscape задумали превратить в «Социальную фабрику», переформатировав промышленный пустырь в зеленую зону, пригодную для общественного производства.

Работу команды прокомментировал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «Очень сильная работа по всем параметрам, с большим акцентом на экологическую составляющую. Весь проект, который называется „Возрождение Москвы", содержит несколько базовых стратегии, среди которых на первом месте стоит очистка воды, потом создание городских активностей.... Это, кстати, похоже на тему „портов" у победителя конкурса — „Проекта Меганом", но эта команда говорит о более глубоком развитии каждой территории, с упором на какую-то одну функцию. Эта позиция теоретически правильная, но она показалась жюри сложной в плане воплощения. Плюс здесь есть такие идеи, которые встречаются и у других команд, — по развитию набережных, по созданию пешеходных зон. Все очень правильно и продуманно сделано».

Стоит отметить, что в основе проекта Turenscape лежал очень важный градостроительный принцип, согласно которому экологическая безопасность является ключевым условием модернизации. Чтобы предотвратить пагубное влияние будущего градостроительства на экологию города, команда предложила создать систему безопасности для всей инфраструктуры.

Команда Burgos&Garrido Arquitectos построила свой проект на идее создания линейного текучего центра на Москве-реке. Проект предполагает не разделение функциональных зон, как у предыдущих двух команд, а их смешение для формирования устойчивых связей внутри структуры.

О проекте рассказывает Петр Кудрявцев, партнер, основатель и генеральный директор «Ситимейкерс», член команды Burgos&garrido arquitectos: «Помимо того, что мы пытались максимально проработать типологии набережных, отдельно проработать те участки, которые были заявлены по условиям конкурса, много времени мы потратили на поиск той самой большой единой концепции, которая объединила те зоны, что мы рассматривали. Я хотел обратить внимание, что это 10 тысяч гектар — огромная протяженность самих набережных, поэтому та концепция, которая родилась, называется „Московский линейный текучий центр". По сути, это формирование нового фокуса развития города и переориентация той самой напряженности, которая существует сегодня в историческом центре Москвы, на это новое линейное образование».

«Когда мы стали рассматривать Москву-реку более детально — от северо-запада на юго-восток — мы увидели, что каждая зона, каждый участок реки имеет свои особенности. Таким образом, вдоль Москвы-реки можно развить сеть центров, которые смогут развиваться независимо друг от друга», — рассказывает Гинес Гарридо. В каждой зоне архитекторы предусмотрели все необходимые услуги и сервисы. И в каждом таком локальном центре располагается как минимум одна уникальная для города функция, привлекающая жителей со всего города.

Концепция развития Строгинской поймы от Burgos&garrido arquitectos предлагает выявление четких границ между застроенными и природными территориями, для того чтобы дальнейшее освоение не повлияло на природоохранные зоны. Комплекс услуг, предусмотренный планом развития Большого Сити, стремится, с одной стороны, отвечать запросам города, с другой, дополнить инфраструктуру, необходимую для связи с рекой. Линейный ансамбль отреставрированных промышленных сооружений ЗИЛа, по задумке архитекторов, должен быть приспособлен под деловые и социальные функции и сформировать главную ось нового городского пространства.

Город для пешеходов

Не менее интересный проект предложили в Maxwan Architects+Urbanists: улицы, связывающие станции метро и набережные, должны быть, по мнению архитекторов, преобразованы первыми, а на реке должны появиться заливные луга и досуговые места, «спасающие» горожан от холода в зимнее время.

Подробнее о деталях проекта рассказала Надежда Нилина, преподаватель школы МАРШ, член консорциума MaxwanArchitects + Urbanists: «У нас было несколько фундаментальных идей, на которых была построена вся концепция. Одной из первых было понимание экономики. Близость к зелени и воде, если они сделаны качественно, это мощнейший инструмент повышения цены земли. Это работает в Европе, это работает в Америке.... Это очень сильный инструмент, который может быть осуществлен только за счет роли государства. Это требует сильной кооперации государственных девелоперов, но, тем не менее, это такой правильный инструмент, который создает общественное благо и требует долгосрочного виденья, потому что деревья растут очень медленно.

Второй основополагающий момент — экология. Мы консультировались с Дарвиновским музеем, с группой ученых, которые занимаются мониторингом дикой природы, особенно птиц в Москве, которые помогли нам определить ключевые места биоразнообразия и самые ценные с этой точки зрения места в городе. И мы определили коридор по соединению рек Сетунь и Яузы, и показали это соединение через улицы. И также мы призываем к открытию притоков реки как основных, так и мелких.

И последняя ключевая идея нашего проекта была в позиционировании пешехода и велосипедиста, как основного „заказчика". На основе этого мы сделали концепцию, которая рассчитана на 2050 год, когда — мы даже не побоялись предположить — в реке можно будет плавать. Исходя из этого, все остальные стратегии подтягиваются: начиная с очистки воды путем фиторемедиации, путем создания зеленых коридоров.... Очень большое внимание было уделено региональной экологии, потому что Москва-река втекает в город относительно чистой и вытекает абсолютно в другом состоянии. Это требует очень большого осознания каждым человеком его личной ответственности за реку, потому что вся вода, которая используется городом, называется „серая вода" — ее мы сливаем обратно в реку».

Что касается развития знаковых территорий, то на участке ЗИЛа, к примеру, архитекторы предложили создать природные «клинья» от реки вглубь новой зоны развития, а также два внутренних бульварных кольца для оптимизации транспортного потока. Кроме того, было предложено «подружить» деловой район Большого Сити и реку, создавая интересные места на набережной. Река должна быть той самой связью между изолированными «островами».

Сто рек

Архитектурное бюро «Остоженка» представляет Москву-реку как «ожерелье смысловых отрезков». Объекты, расположенные на берегах, имеют разную направленность и специфику. Эко-регион Москворецкого парка, деловой центр Москва-Сити, промышленные регионы юго-востока города — все это объединено единой линией реки, которая выступает связующим звеном столь разных территорий.

Кроме того, команда предложила удивительную вещь — поэтапную стратегию открытия притоков Москвы-реки, программу её терапии и городской экологии в целом. По сути, город со временем приобретает сто рек вместо одной.

«Мы поставили для себя вопрос — что же такое река? И первым делом обнаружили, что река — это не коридор в гранитных стенах, а это скорее система подобно кровеносной. И соответственно мы подходили к задаче, как к такой системе», — рассказала Софья Каверина из архитектурного бюро «Остоженка».

Идеология развития Строгинской поймы в контексте всей реки основывается на концептуальном сравнении таких природных явлений как Суша и Вода. Суша — это, безусловно, основа для туристической инфраструктуры — благоустроенные или заповедные территории. А Вода — это площадка для водных событий, отметила Каверина.

Преобразование же территории Большого Сити архитекторы основывали на «контрастах» двух берегов. Низкий левый, на котором разместились башни делового центра, предлагается рассматривать в качестве высокоурбанизированной набережной. Правый же берег с высоким склоном обладает несомненным преимуществом для пешеходного движения и организации благоустроенной непрерывной зоны от набережной Тараса Шевченко до новой набережной Западного порта.

Главная общественная зона проекта ЗИЛ — зелёный парк. Щедро озеленённое, это ландшафтное общественное пространство насквозь пронизывает полуостров, соединяя Москва реку с «телом» города и существующими жилыми кварталами Даниловского района. Первоочередной задачей на данном участке архитекторы рассматривали очистку воды в затоне, превращение «затона» в «гавань».

Речной трамвай

В проекте развития территорий главной водной артерии Москвы SWA Group сделали акцент на транспортной функции реки. По мнению архитекторов, именно отсутствие развитой водной инфраструктуры и привело к тому, что река оказалась исключенной из жизни города.

«Главная идея нашего предложения — это создание линии речного трамвая — нового, исключительно московского вида транспорта, который мог бы ходить круглый год. Мы предлагаем использовать ресурсы мостов в центре, поскольку под их опорами есть резерв площадей, который можно задействовать, и тем самым существенно оживить набережные...не строя буквально ничего, всего лишь задействовав этот ресурс. И, на наш взгляд, подобный речной трамвай мог бы стать новой визитной карточкой Москвы», — рассказала Наринэ Тютчева, преподаватель МАрхИ, генеральный директор архитектурного бюро «Рождественка».

Архитекторы пришли к выводу, что подобный вид транспорта компенсирует целый ряд проблем, которые есть сегодня — и с точки зрения территориальной доступности, и с точки зрения интеграции с другими остальными видами транспорта. При этом его стоимость существенно ниже стоимости прокладки линии метро, а эффективность от решения транспортных пассажироперевозок аналогична, если даже не выше, потому что именно по этой трассе метро быть проложено не может.

«Основой нашей концепции является транспортная доступность реки.... Что касается конкретных предложений, например, ЗИЛа, то нашей отличительной чертой является сохранение ряда существующих промышленных объектов, которые нам представляются иконическими для этого места. Поэтому мы предлагаем конкретные решения по их ревитализации, возрождению к новой жизни. Также мы предлагаем плавающий остров в Строгино в качестве некого „аттрактора" для туристической и культурной функции данного района. В Москва-Сити опять же изменение транспортной инфраструктуры — мы предлагаем „накрыть" Филевскую линию метро, изменить структуру эстакад, планируемых для дублера Кутузовского проспекта, а также благоустройство и создание бульваров», — добавила Наринэ Тютчева

Источник: Архсовет Москвы