Sergey Kuznrzov
В последние дни уходящего года принято подводить итоги, и портал Архсовета не исключение. Рассказать об основных событиях и достижениях 2014-го мы попросили Главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

— Сергей Олегович, каким, на Ваш взгляд, был для города и для профессионального сообщества уходящий 2014 год? Какие из архитектурных событий этого года Вы бы назвали главными?

— На мой взгляд, 2014-й получился очень продуктивным и насыщенным годом. Конечно, начавшийся экономический кризис несколько снижает градус оптимизма, однако отнюдь не умаляет наши достижения. На протяжении всего года мы продолжали активно развивать конкурсную практику, и сегодня конкурсы стали для московских архитекторов одним из очень значимых способов заявить о себе, а для города — ключевым средством исследования потенциала той или иной территории. Буквально две недели назад мы подвели итоги международного конкурса на градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке, — едва ли не самого масштабного за всю историю столицы как по охвату территории (около 10 процентов в границах старой Москвы), так и по количеству участников (47 консорциумов и 200 компаний).

Концепция победителя конкурса. Проект Меганом

Мне кажется, и сам факт проведения подобного конкурса, и его итоги следует безоговорочно отнести к главным достижениям 2014 года. Город намерен повернуться лицом к своей главной водной артерии, раскрыть и максимально использовать ее потенциал — это очень важный шаг в направлении сбалансированной и комфортной среды обитания. Лично для меня чрезвычайно важно и то, что это первый столь крупный международный конкурс, выигранный российской компанией. Проект бюро «Меганом» оказался действительно лучшим — досконально продуманная концепция возрождения реки предусматривает и реанимацию транспортной составляющей территории вокруг реки, и благоустройство набережных, но основной упор делает на экологическую составляющую, что должно не только вернуть реку городу, но и в самом глобальном смысле способствовать его «оздоровлению».

Концепция победителя конкурса. Проект Меганом

— Многих интересует вопрос, с чего конкретно начнется реализация столь масштабного проекта? И будет ли он вообще реализован в том виде, в каком «Меганом» представил его на конкурс, ведь это состязание носило, скорее, консультационный характер?

— Сразу же после подведения итогов конкурса глава Московского стройкомплекса Марат Хуснуллин заявил о том, что правительство города очень заинтересовано в том, чтобы реализовать концепцию «Меганома», максимально использовав предложенные архитекторами сценарии развития реки. Прежде всего, до апреля 2015 года команда-победитель будет дорабатывать свои предложения, которые затем будут взяты за основу при разработке градостроительной документации на конкретные территории. Планируется, что на первом этапе реализации проекта будут благоустроены около 60 км набережных — в эти совершенно заброшенные сегодня пространства нужно вдохнуть жизнь в первую очередь.

— В числе первоочередных задач Вы также называли набережную парка «Зарядье», одного из самых громких московских проектов последнего времени. На какой стадии реализации он находится сегодня?

— В апреле этого года начал свою работу информационный павильон будущего парка где любой желающий может получить исчерпывающую информацию об истории места, проведенном в 2013 году конкурсе на лучшую концепцию парка и проекте-победителе, а также обо всех этапах его реализации. Что касается графика выполнения работ, то пока мы из него не выходим: в этом году закончены работы по демонтажу конструкций, оставшихся после сноса гостиницы «Россия», проведен конкурс по выбору генподрядчика, для него разработано и утверждено техническое задание, а весной будущего года на освобожденной площадке начнутся собственно строительные работы.

Москворецкая набережная

— Насколько экономический кризис может осложнить реализацию концепции, разработанной американскими архитекторами?

— Мэр Москвы Сергей Собянин неоднократно подчеркивал, что Москва выступает гарантом реализации проекта, победившего на конкурсе, поэтому надеюсь, парк «Зарядье» будет создан в отведенные сроки вне зависимости от того, как будет складываться экономическая ситуация.

— В этом году в Москве были проведены и другие масштабные международные конкурсы. В одном из них, на концепцию развития территории завода «Серп и Молот» жюри признало лучшим проект голландского бюро MVRDV, однако инвестор в итоге отдал предпочтение работе команды LDA Design.

— Этот конкурс носил характер консультации, и рейтинг проектов был составлен экспертами для того, чтобы заказчик — ЗАО «Дон-Строй Инвест» — имел возможность лучше представлять все достоинства и недостатки полученных концепций. Лично я уважаю итоговый выбор инвестора и вижу в этом взвешенный и ответственный подход к будущему площадки: «примерив» к участку и собственным возможностям проект MVRDV, заказчик понял, что в данном случае более реализуемым является проект LDA Design. В этом позиция компании и Москомархитектуры совпадает: мы боремся не столько за яркие, сколько за качественные объекты, обладающие большим потенциалом позитивного преобразования территории. Кстати, Градостроительно-земельная комиссия Москвы (ГЗК) уже одобрила проект планировки территории завода, так что в ближайшие несколько лет мы станем свидетелями перевоплощения этой масштабной промзоны.

Серп и молот. Концепция LDA Design и UHA London

Серп и молот. Концепция LDA Design и UHA London

— Успешно прошли ГЗК и некоторые другие, не менее масштабные проекты, например, застройки Коммунарки, а также Мневниковской и Нагатинской пойм. Как, на Ваш взгляд, их развитие скажется на городе?

— Эти проекты — ключевые элементы долгосрочной стратегии Москвы по полицентричному развитию мегаполиса. Как и на территории «Серпа и Молота», в Мневниках и на полуострове ЗИЛ будут созданы районы комплексной застройки, в которых жилье и объекты социальной инфраструктуры будут гармонично дополнены не только озелененными общественными пространствами, но и разнообразием рабочих мест, что избавит их обитателей от необходимости ежедневно мигрировать из одного конца города в другой. В долгосрочной перспективе появление на карте Москвы подобных по-настоящему многофункциональных районов разгрузит город от пробок и создаст принципиально новые эпицентры притяжения экономической, социальной и культурной активности.

ЗИЛ

— А какова судьба конкурса на благоустройство Триумфальной площади? Когда весной этого года подводились его итоги, город намеревался реализовать победивший в нем проект BuroMoscow к началу сентября, однако площадь до сих пор не преобразилась.

— Заявленные тогда предельно сжатые сроки как проведения конкурса, так и реализации его итогов, вызвали сильнейший шквал критики. Мы прислушались к мнению экспертов и профессионального сообщества, отложив реализацию проекта чуть меньше, чем на год. На наш взгляд, подобная пауза, сделанная, подчеркну, по настоянию общественности, поможет проекту «настояться».

— Итоги первого года работы в Москомархитектуре Ваша команда подвела выставкой «Открытый город». Почему в этом году подобной выставки не было?

— Честно говоря, меньше всего мы бы хотели заводить традицию неких годовых отчетов — подобная обязаловка неизбежно повлечет за собой «притягивание за уши» тех или иных результатов работы. Нынешний год для нас и так стал очень богатым на выставочные проекты, причем чрезвычайно резонансные. Напомню, в мае в берлинской галерее Aedes мы открыли выставку «New Moscow — Новая Москва», посвященную конкурсам на парк «Зарядье» и новое здание ГСЦИ, в июне в рамках XIV Международной биеннале архитектуры показали проект «Moskva: urban space», а на фестивале"Зодчество«-2014 представили экспозицию «Московский метрополитен. 80 лет в поисках идентичности». Что же касается выставки «Открытый город», то ее новый «выпуск» мы планируем показать будущей весной.

Проект: Метро. 80 лет в поисках идентичности

«Moskva: urban space»

Впрочем, просветительская деятельность Москомархитектуры не ограничивается выставочными проектами — в этом году мы также дали старт нашей издательской программе. Для нас это естественный и необходимый шаг: невозможно внедрить новые принципы градостроительной политики, не предоставив сначала людям исчерпывающую информацию о том, как это работает и почему это эффективно. Да что далеко ходить: когда я сам был руководителем архитектурного бюро, я постоянно ощущал острейший дефицит информации — многие достижения ведущих западных урбанистов нам просто неизвестны, поскольку на самостоятельное исследование «их» литературы нет времени, а на русский язык книги не переводились. Собственно, этот пробел мы и решили восполнить, выбрав для издания на русском языке сразу несколько ключевых работ, затрагивающих принципиально разные аспекты существования мегаполиса и людей в нем.

«Интегрированное развитие городского пристанционного пространства»

Великие улицы

Одной из первых в рамках этой программы вышла книга Аллана Б. Джекобса «Великие улицы» (издательство «Искусство XXI век») — уникальное по своему охвату исследование, посвященное роли улиц в структуре современного города. Затем совместно с бюро Nikken Sikkei была выпущена книга «Интегрированное развитие городского пристанционного пространства — следующий шаг в транспортно-ориентированном проектировании», рассказывающая о японском опыте проектирования и строительства транспортно-пересадочных узлов. Не менее интересна и книга Джефа Спека «Город для пешехода», выход которой запланирован на начало 2015-го года. Спек — востребованный урбанист, который на протяжении десятилетий успешно помогает мэрам различных городов эффективно решать градостроительные проблемы, реализуя принцип «пешеходности». Признаюсь, лично мне «Город для пешехода» показался настолько интересной и актуальной книгой, что к некоторым главам я сделал свои комментарии, проведя параллели между работой Спека и тем, что сегодня делается в Москве.

Источник: >Архсовет Москвы