Концепция Москвы-реки как часть мастер-плана столицы
- Подробности
- Категория: Новости архитектуры
- Опубликовано: 22 декабря 2014
- Просмотров: 1279
На сессии «Москва-река как источник регенерации городских территорий», прошедшей в рамках Московского урбанистического форума (МУФ), члены Международного экспертного совета по вопросам планирования Москвы обсудили стратегию реализации масштабной 20-летней программы трансформации Москвы-реки и ее влияние на развитие города. Куратором сессии выступил Институт Генплана Москвы.
Кто здесь оптимист?
Победителем Международного градостроительного конкурса на концепцию развития прибрежных территорий Москвы-реки стал консорциум под руководством российского архитектурного бюро «Проект Меганом» — об этом было объявлено в первый день работы форума. «Кто верит в реализацию этого проекта?» — вопрос, на который в формате блиц-голосования модератор сессии Грег Кларк попросил ответить всех присутствующих в зале, стал ключевым в дальнейшей повестке сессии.
Конкурс позади, но теперь перед городом стоит следующая, гораздо более сложная задача: реализация проекта, рассчитанного на 20 лет — до 2035 года! Как выстроить общую стратегию, с чего следует начать, чтобы москвичи уже в обозримом будущем почувствовали перемены и поверили в реальность и полезность этой долгосрочной городской программы? Как за локальными шагами не потерять целого? — поиск ответов на эти вопросы стал основной темой для международных экспертов МУФ, собравшихся за круглым столом в ЦВЗ «Манеж».
Проект, действительно, грандиозный, как по продолжительности, так и по объему. Более 10% территории в старых границах Москвы так или иначе связаны с рекой. На берегах расположено много недвижимости, а потенциально могло бы находиться гораздо больше. Поэтому 20 лет для таких масштабов не так уж и много — в других мегаполисах реорганизация водного фронта охватывала еще более длительный период. Несмотря на длительность и объем, у московской программы хорошие стартовые возможности, считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, потому что фактическиона уже запущена.
Сергей Кузнецов
Так, по проекту строительства парка «Зарядье» планируется организовать пристань и расширить пешеходную часть набережной за счет сокращения полос автомобильного движения с 6 до 4-х. Продолжением этого пешеходного маршрута вдоль реки могут стать Кремлевская набережная и уже обустроенная Крымская, естественно, с организацией дополнительного перехода через реку, далее по курсу — обновленный парк Горького.
Крымская набережная
Другой речной проект с большими рекреационными возможностями — набережная ЗИЛа — уже готов к реализации. Определен победить конкурса на архитектурно-градостроительную концепцию Международного финансового центра в Рублево-Архангельском, начата реконструкция «Лужников», одобрен проект комплексного развития Мневниковской поймы. «Если мы правильно начнем эти проекты и реализуем их, как и запланировано, в течение 3-5 лет, то это станет позитивным стартом для реализации всей программы», — уверен главный архитектор города.
ЗИЛ
Стратегию пофазового развития проекта поддерживает и руководитель Института генплана Москвы Карима Нигматулина. По ее мнению, важно сочетание простых мероприятий, которые не требуют серьезных затрат, но «могут оживить реку и вернуть ее москвичам в ближайшие годы», и более капитальных проектов, реализация которых потребует больше времени и инвестиций.
Карима Нигматулина
«Когда мы замахиваемся на редевелопмент в таком масштабе, то это может занять и не 20 лет, а даже больше. Но необходимо выстроить такую систему, которая сохранит устойчивость на все экономические циклы — это важный момент, который должен быть продуман. И второй важный момент — не потерять общее видение проекта, видение целостной картины», — считает Карима Нигматулина.
Руководитель Института Генплана Москвы обратила внимание на особую значимость развития территорий города в точках пересечения двух его исторических каркасов: природного — Москвы-реки — и транспортного — Московской кольцевой железной дороги (МКЖД). Такими симметричными точками пересечения являются, в частности, ЗИЛ и Москва-Сити, что определяет их первоочередную роль в программе реконструкции.
Четыре реки в одном городе
Протяженность Москвы-реки в границах МКАД составляет 83 км, протяженность береговой полосы — 201 км. По исторически сложившейся структуре это очень разные территории и не следует их подгонять под единый шаблон, уверены как российские, так и зарубежные эксперты.
Москва-река входит в столицу с северо-запада — это так называемая, зеленая или природная река. Но далеко не все природные зоны по факту таковыми являются. К примеру, Мнёвниковская пойма сегодня представляет собой неблагоустроенную, запущенную территорию. Проект развития сделает эту местность действительно зеленой, хотя частично она будет застраиваться, сообщил Сергей Кузнецов. Он отметил, что единственный способ поддерживать большие озелененные территории в городе в хорошем состоянии — это развивать в них по периметру строительные проекты.
«Сегодня из 200 км береговой линии в пределах города как развитые набережные мы оцениваем всего порядка 60 км», — сообщил главный архитектор Москвы. Даже в таких относительно благополучных зеленых зонах, как Строгино, далеко не всегда есть возможность подойти к воде.
В границах исторического центра Москва-река предстает в своей столичной «о-граниченной» ипостаси, приобретенной в результате реализации «сталинского» генплана 1935 года (главный архитектор Москвы обратил особое внимание на исчерпывающее исполнение этого проекта 80-летней давности).
В юго-восточной части города протекает Москва-река промышленная. Здесь к воде выходят такие гигантские промзоны, как ЗИЛ и Южный порт.
«Четверть всех территорий, прилегающих к реке, а это очень значительная цифра, — занимают промышленные зоны. Если учесть, что структура экономики города за последнее время значительно изменилась и на промпредприятиях работает в 10 раз меньше людей, чем 30 лет назад, то промышленные зоны сегодня по факту представляют собой необустроенные, заброшенные территории», — отметил главный архитектор.
Нужен ли на территории города грузовой порт? Этот вопрос, по словам Каримы Нигматулиной, обсуждался специалистами Института Генплана. В Южном порту сосредоточено более половины городских речных грузовых перевозок. Вывод — порт должен быть, но вид его должен измениться. Речной транспорт наносит меньше вреда окружающей среде, чем автомобили. Помимо грузового, Южный порт мог бы взять на себя и пассажирские перевозки: «Тот пассажирский транспорт, который сегодня курсирует от Киевского вокзала до Новоспасского моста, легко может двигаться до Южного порта, тем более с учетом изменения функций территорий, в первую очередь, территории завода ЗИЛ», — сообщил представитель ОАО «Московское речное пароходство», которое является собственником Южного порта.
Особая тема — судьба исторического индустриального наследия, ориентированного на реку: один из спикеров, ведущий специалист института городского планирования и развития региона Иль-де-Франс Поль Лекроар (Paul Lecroart) порекомендовал не торопиться со сносом старых фабрик, чтобы не повторить ошибку Парижа. Многие из этих памятников промышленного зодчества гораздо выгоднее перепрофилировать, считает международный эксперт.
Поль Лекроар
За Южным портом начинается «Москва-река жилая»: «Спальные микрорайоны 1970-80-х годов постройки представляют довольно унылое зрелище, поэтому варианты анимации этой территории —также одна из задач проекта», — отметил Сергей Кузнецов.
Москва — порт пяти морей и 39 портов
Густая сеть малых рек и ручьев, протекающих по территории города, делает Москву уникальной. Эту особенность использовали в своих «Программах 2035» сразу два консорциума: бюро «Проект Меганом» и АБ «Остоженка». Перспективность идеи больших и малых московских рек в том, что она позволяет включить в орбиту «водного» проекта весь город, самые периферийные его районы. На сессии победившую в конкурсе концепциюпредставил один из участников международного консорциума, английский градостроитель Эдуард Моро (Edouard Moreau).
Эдуард Моро
Если «сталинский» генплан сделал Москву «портом пяти морей», то архитекторы «Проект Меганом» превратили ее в «город 39 портов» — 11 городских и 28 районных. Подобно самобытным, полным жизненной энергии портовым городам (Одесса, Марсель, Неаполь), «порты» на Москве-реке, Яузе, Сетуни становятся центрами активности и «воротами» между городскими районами и связывающими их реками и парками, которые должны слиться в единый сине-зеленый каркас города.
Создавая современные общественные пространства 4-го поколения, мы практически не изобретаем ничего нового, заметил Эдуард Моро. И в подтверждение этого тезиса он продемонстрировал знакомую каждому, если не по личным впечатлениям, то по картинам и фотографиям площадь Сан-Марко в Венеции, с классической портальной композицией, открытой на водную гладь лагуны.
Сан-Марко
В конце презентации «Проекта Меганом» эта композиция преображается в современное публичное пространство — большой каток с новогодней елкой в Капотне, одном из самых неблагополучных столичных районов.
О простых вещах, которые помогают мечтам сбываться
Не отвлечет ли программа развития прибрежных территорий слишком большие ресурсы, и не скажется ли это отрицательно на других городских территориях? — в нынешних экономических условиях этот вопрос модератора сессии Грега Кларка прозвучал вполне закономерно — наверняка его будут задавать и многие горожане.
Проект развития Москвы-реки, в первую очередь, направлен именно на развитие городской периферии и ее интеграцию в пространство города. Он тесно связан с другими городскими проектами — фактически, это всё части общей концепции развития столицы. Мы сделали важный шаг в осмыслении мастер-планирования всего города Москвы, уверен главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
В заключении и.о. директора Института Генерального плана Москвы Карима Нигматулина призвала всех москвичей не боятся мечтать о прекрасном будущем Москвы-реки, потому что, если нет мечты, то такими проектами заниматься очень сложно. «Когда мы начали активно работать над этим проектом, я прошла вдоль Москвы-реки на всем ее протяжении с Севера на Юг несколько раз и открыла для себя новый город, — рассказал Карима Нигматулина. — В этом состоит мой оптимизм, моя вера в то, что этот проект реализуется. Потому что даже небольшими шагами можно серьезно повлиять на восприятие реки горожанами».
Она пригласила всех участников сессии совершить короткую видео-экскурсию по Москве-реке и завершила ее уже знакомым кадром новогоднего катка в Капотне, чтобы показать, что самые простые вещи способны вернуть города их жителям.
Источник: