spectrum5
Команды SVESMI и Спектрум + EMBT + А2ОМ стали победителями в конкурсе на редевелопмент кинотеатров «Варшава» и «Восход». Итоги соревнования вчера в музее «Гараж» объявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

По словам Сергея Кузнецова, конкурс, задачей которого, помимо архитектуры и дизайна, стал поиск функционального насыщения и анализ сценариев жизни объектов и их территорий, отвечает на один из главных вызовов современной мировой архитектуры, которая все чаще зданиям «для царей и фараонов» предпочитает задачу форматирования и освоения пространств для широкого и свободного использования людьми. «Сделать функцию музея или театра на периферии в тысячу раз сложнее, чем в центре, как и конкурировать с функций кинотеатров, которые сейчас представлены в районах в большом количестве. Создание культурных центров нового формата, их функциональное наполнение и программирование является принципиальной задачей сегодняшнего времени», — отметил главный архитектор. Добавив, что нынешний конкурс, безусловно, стал еще и интересным упражнением для проектировщиков.

Победителей по проекту редевелопмента «Варшавы» оказалось двое — это российско-голландское бюро SVESMI и консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ, набравшие равное количество голосов жюри. Учитывая развитую сеть инфраструктуры в районе, оба фактически выбрали одну сильную монофункцию для этого объекта, и в обоих случаях это стала гастрономическая тема. И второе, что их объединяет — ставка на сохранение рафинированного произведения модернистской архитектуры, вмешательство в облик которого является минимальными.

Рынок еды — тот новый формат, который мог бы использовать харизму этого здания и при этом сделать так, чтобы оно стало эффективным и приносило деньги. Чтобы выполнить предписание по квадратным метрам, здание нужно было бы поделить на этажи, но оба проекта довольно бережно обошлись с его внутренним пространством. Они предложили «откопать» цокольный этаж и устроить там дополнительный вход в рынок. Стена остается прозрачной, так что при сохранении исторических габаритов и силуэта кинотеатра его вестибюль получает еще больше воздуха и света.

Сейчас здание поделено на множество клетушек, и у каждой свой вход. SVESMI предлагают сделать все входы с единого подиума. Внутри здание устроено как серия балконов, «театрально» нависающих над пространством рынка — он и фудкорты помещаются на первом этаже; на втором — рестораны, бары, кафе, на третьем — «детская крыша».

«Культура еды сегодня в городе играет колоссальную роль, — рассказывает автор проекта Александр Свердлов. — Если мы посмотрим на пример Markthal, который MVRDV построили в Роттердаме — это жилой дом, „обернутый“ вокруг рынка еды — то в первый же месяц открытия этот рынок привлек миллион посетителей».

От старого кинотеатра архитекторы оставляют в проекте кусок зала — он и лестница, и «диван», где возможны кинопоказы и спектакли, говорит Александр Свердлов, а его обязательной частью становится специальный занавес. «Мы предлагаем модель, в которую кураторы могут вписаться», — отмечает архитектор.

Диалог с модернизмом должны подчеркнуть материалы — стекло и бетон, с возможной печатью на бетоне.

В проекте Спектрум + EMBT + А2ОМ гастрономическая монофункция, рассчитанная в основном на поток жителей близлежащих районов, сопровождается городской функций в виде центра любителей фантастики Станислава Лема. Кроме того, здание внутри получает атриум — единое сквозное пространство, которое позволяет просматривать все помещения. В проекте также предлагается использовать цокольный этаж — здесь помещается рынок, фудкорт, выше — ресторан, магазин кухонной утвари, детский центр с кулинарной тематикой, гастролаборатория, где учат готовить, конференц-зал и медиа-бар на месте бывшей кинопроекционной.

Центр любителей фантастики представляет собой абсолютно обособленную платформу, расположенную на верхнем этаже. Крышу предлагается использовать как некий экран для соседних жилых домов, с летним кинотеатром и катком.

С обликом здания архитекторы также обходятся аккуратно — открывается остекление, изначально заложенное в проект кинотеатра, около входа в рынок оно опускается до цокольного этажа. А стены покрывает матовый рисунок «кружев» со «скатерти-самобранки» из советской столовой. Также меняются прилегающие ступени, разворачиваясь по направлению к пешеходным потокам от метро.

Концепция рынка как театра, как пространства обмена, социального конденсора, где люди не просто делают покупки, а проводят время, оказалось наиболее приемлемой и для кинотеатра «Восход», победителем по которому тоже стало бюро SVESMI. Но поскольку и само здание, и среда вокруг, в отличие от «Варшавы», гораздо скромнее, здесь предлагаются более радикальные решения в плане облика самого здания.

Сейчас у него один входной фасад и три задних — архитекторы переформатируют этот объем, убирая все лишнее вокруг, и консолидируют его таким образом, чтобы получилось четыре равноценных фасада. Здание ставится на подиум, и отдельные его части могут работать в разное время суток самостоятельно. Подиум представляет собой круглую платформу, которая делает равными все четыре фасада и добавляет дополнительные входы.

В сердце здания находится рынок , пространство которого организуется мебелью прилавков и его можно бесконечно менять. Есть мини-сервисы по периметру, на балконе располагается столовая, вдохновленная эстетикой типовых столовых 1960-х гг. Вторым помещением становится универсальная городская гостиная, с семиметровым потолком и театральным занавесом. Снаружи зал — это большое светящееся окно, которое создает эффект присутствия в районе нового культурного центра.

Сергей Георгиевский, руководитель оргкомитета конкурса, директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР»: «Перед конкурсантами стояла нетривиальная, двойная задача — совместить новую программную модель кинотеатра и архитектурно-планировочное решение. Не у всех команд эти два аспекта были равнозначно сильными, поэтому так сложно было принять решение и для жюри. По отношению к „Варшаве“ мнения разделились: победу делят две команды — консорциум Спектрум + EMBT + А2ОМ и бюро SVESMI».

«Спектрум + EMBT + А2ОМ предложили очень интересную концепцию Центра научной фантастики, если бы такой центр появился, было бы здорово, это самая яркая идея», — отметил Александр Острогорский, руководитель отдела образовательных программ Музея Москвы, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

Григорий Печерский, управляющий партнёр ADGgroup, руководитель проекта реконструкции 39 московских кинотеатров: «Нам крайне важно, чтобы в результате реконструкции „Варшава“ и „Восход“ стали не просто экономически состоятельными объектами, но и вернули себе роль центров социализации своих районов. Поэтому, выбирая победителей, мы ориентировались не только на архитектурные решения, но и на лучшие предложения по интеграции социальной и коммерческой функций».

Источник: АрхСовет Москвы