most-v-novosibirske
Институт «Стройпроект» уже занимается составлением проектной документации для строительства четвертого моста с рабочим названием «Центральный».

В этом году в Новосибирске будет официально открыт третий- Бугринский - мост; расположение, механизм инвестирования и другие нюансы проекта четвертого моста на настоящий момент пока что остаются дискусионными.

Приоритет строительства четвертого моста связан с естественными экономическими предпосылками. По мнению первого вице-мэра Новосибирска Андрея Ксензова, организация развязок на транспортных узлах площадей Южная, Труда и Энергетиков улучшит доступ к промышленным территориям на левом берегу: «Мы считаем, что после третьего моста мы должны «развязать» центр города, создать прямой путь в аэропорт и экономически важные территории, которые будут развиваться в Ленинском районе».

Для таких крупных городов, как Новосибирск, развитие дорожной инфраструктуры имеет особенно большое значение. «Во-первых, вокруг крупных транспортных объектов развивается дорожная сеть, во-вторых, удается получить сильный экономический эффект: 1 млрд рублей инвестиций в дорожное строительство дает более тысячи рабочих мест», — подчеркивает Андрей Ксензов.

Если говорить о проблеме пробок и транспортной доступности Новосибирска, то мост, несомненно, необходим городу, и даже не один. По мнению координатора новосибирского регионального отделения Федерации автовладельцев России Владимира Кириллова, согласно генплану развития города и темпам автомобилизации, в Новосибирске пора строить не четвертый, а седьмой мост: «За последние семь лет количество автомобилей в Новосибирске удвоилось, темпы роста автомобилизации выше раз в десять, чем в советское время, когда разрабатывался генплан». Кириллов считает, что дискуссионный вопрос — это место строительства четвертого моста, а не его необходимость: «Мы неоднократно проводили совещания с экспертами из СГУПСа и Торгово-Промышленной палаты. Если делать поправку на время, концентрацию жителей и пробочные явления на Восточный обход и Северный обход, то, может быть, четвертый мост было бы необходимо делать в районе Матвеевки». Тем не менее, по словам Кириллова, если некоторые депутаты говорят о том, что мост правильнее строить в каком-то конкретном месте, надо смотреть, чьи интересы они лоббируют.

С необходимостью наличия в Новосибирске четвертого моста в связи с ростом автомобилизации согласны и аналитики. По мнению менеджера отдела сопровождения сделок и реструктуризации бизнеса KPMG в России и СНГ Наталии Резниченко, четвертый мост поспособствует разрешению ситуации с пробками в центре города. «Историческое расположение Новосибирска изначально требовало наличия большого количества мостов, соединяющих побережья Оби. Строительство четвертого моста в Новосибирске может улучшить транспортную ситуацию в городе, которая возникла в связи с ростом автомобилизации населения. Так, если Бугринский мост позволит транзитным автомобилям объехать город, то четвертый мост повысит пропускную способность центральной части Новосибирска».

Строительство четвертого моста заложено в генеральном плане Новосибирска. Для проекта возведения моста был выбран балочный вариант (в отличие от вантовой системы, которая воплощена в Бугринском мосте). Технико-экономическим обоснованием проекта занималось омское ОАО «Мостовик». При этом сметная стоимость строительства балочного моста составляет 20,94 млрд рублей, стоимость создания проектной документации — 532 млн рублей.

В мае этого года был объявлен конкурс на разработку проектной документации объекта «Мостовой переход через р. Обь в створе ул. Ипподромской г. Новосибирска», заказчиком выступило ОАО «Центральный мост», учредителями которого являются правительство области и мэрия города с равными долями участия. По словам Андрея Ксензова, на текущий момент мэрия и облправительство вложили по 10 млн рублей на содержание акционерного общества.

Конкурс на проектирование моста в конце июня выиграла компания «Институт «Стройпроект» из Санкт-Петербурга. Изначально цена контракта составляла 548,7 млн рублей, победитель снизил цену до 532 млн рублей. 25 июня УФАС по Новосибирской области приостановило итоги конкурса из-за жалобы московской компании «Гипротрансмост», которая до участия в тендере допущена не была. 2 июля итоги конкурса были признаны законными.

Бугринский мост должен быть сдан в сентябре 2014 года. Его строительство затянулось на четыре года вместо двух с половиной лет по контракту, с чем и связан иск компании «Сибмост» к властям Новосибирска на сумму 2 млрд рублей. Как комментирует компания, этот шаг был вынужденной, но необходимой мерой — из-за непредоставления заказчиком рабочих площадок вовремя произошло удорожание строительства через коэффициенты инфляции, компания значительно увеличила расходы по кредитам, налогам, и т. д. Тем не менее, отмечают в ОАО «Сибмост», работы по строительству ведутся круглосуточно, чтобы успеть в срок.